Агенты и институты культуры

По аналогии с агентами и институтами социализации, о которых речь пойдет дальше, целесообразно различать агентов и институты культуры. Их можно также именовать субъектами культуры, если пользоваться философской терминологией.

К агентам культуры относятся большие социальные группы, малые социальные группы, индивиды. Малые социальные группы подразделяются на:

  • добровольные профессиональные ассоциации, объединяющие творцов культуры, способствующие их профессиональному росту, защищающие их права и способствующие распространению культурных ценностей;
  • специализированные объединения и кружки, например, кружок петрашевцев;
  • круг поклонников отдельных видов искусства, музыкальной группы, определенной религии;
  • культурные срезы, представляющие собой размытое (неопределенное) множество людей, принадлежащих к интеллигенции и осуществляющих духовную поддержку либо культуре в целом, либо ее отдельным видам и направлениям,
  • семьи, в которых происходит первичная социализация и инкультурация человека. Большие социальные группы подразделяются на:
  • этносы (племя, народность, нация), представляющие собой устойчивые межпоколенные общности людей, объединенные общей исторической судьбой, общими традициями и культурой, особенностями быта, единством территории и языка;
  • профессиональные группы создателей, исследователей, хранителей и исполнителей художественных произведений, в частности музыковеды, краеведы, этнографы, филологи, философы, критики, цензоры, архитекторы, реставраторы;
  • непрофессиональные группы, в той или иной форме приобщенные к культуре, например зрители, читатели, поклонники;
  • аудитории: читательская, зрительская.

Особую категорию субъектов культуры составляют вкладчики — люди, которые способствовали позитивным изменениям в культуре. Эта категория распадается на несколько групп:

  1. создатели художественных произведений — поэты, писатели, композиторы, художники;
  2. меценаты, спонсоры, т. е. инвесторы культуры;
  3. распространители культурных ценностей — издатели, конферансье, лекторы, дикторы;
  4. потребители культурных ценностей — публика, аудитория;
  5. цензоры — литературные редакторы, главные редакторы, литературные цензоры, следящие за соблюдением правил;
  6. организаторы — царь Петр, министр Фурцева, мэр Лужков.

К институтам культуры следует относить учреждения и организации, создающие, исполняющие, хранящие, распространяющие художественные произведения, а также спонсирующие и обучающие население культурным ценностям, в частности академии наук, школы и вузы, министерства культуры и образования, галереи, библиотеки, стадионы, учебно-воспитательные комплексы, театры и др. Таково первое, но не единственное понимание культурного института. Второе его значение выводит нас на устоявшуюся социальную практику. К примеру, цензура не всегда представлена, подобно музею или библиотеке, многоэтажным зданием или разветвленной организацией. Цензуру следует именовать социальной или культурной практикой, а не учреждением.

Литературные критики и обозреватели, жюри, присуждающие призы и премии, а также публичные библиотеки, школы и университеты тоже называются культурными институтами, способствующими продвижению литературы на рынок и распространению среди читателей. Культурными институтами выступают такие группы населения и явления, которые на первый взгляд трудно причислить к ним. Например, в числе культурных институтов называют институты английских дворецких, промышленных инструкторов, опекунства, частного образования, гувернерства.

Темы: Культура
Источник: Кравченко А. И., Культурология: Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект, Трикста
Материалы по теме
Восток как географическое и социокультурное понятие: единство и многообразие
Монина Н.П., Культурология
Личность и культура
Белинская Е.П., Социальная психология личности
Этнокультурные процессы в Древней Руси
А. В. Шубин, И. Н. Данилевский, Б. Н. Земцов: История России (для студентов технических...
Культура и человек
Культурология: учебник для вузов / В. М. Соловьев. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва ;...
Основные тенденции в развитии русской культуры ХХ в.
Монина Н.П., Культурология
Культура судебной речи
Аминов И.И., Юридическая этика
Психоаналитическая школа в культурологии
Культурология : учебник / Т. Ю. Быстрова [и др.] ; под общ. ред. канд. ист. наук, доц. О. И...
Полиэтничный, поликультурный и мультикультурный мир современных этносов
Этнопсихология: иллюстрированный учебник для студентов высших учебных заведений (бакалавриат...
Оставить комментарий