В содержательном плане рассматриваются три основные задачи межличностного взаимодействия: межличностное восприятие и понимание, формирование межличностных отношений и оказание психологического воздействия.
Межличностное восприятие. Эффективность восприятия связана с социально-психологической наблюдательностью. Объектом познания является как физический, гак и социальный опыт человека. Механизмы межличностного познания: интерпретация, идентификация, каузальная атрибуция (приписывание воспринимаемому определенных мотивов и причин, объясняющих его поступки и другие особенности), рефлексия.
Межличностные отношения - это объективно переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми.
Виды межличностных отношений:
- по модальности (позитивные (положительные), негативные (отрицательные), амбивалентные (двойственные, нейтральные);
- по целям (деловые, личные);
- по направленности (вертикальные (различные иерархические уровни), горизонтальные (один уровень).
Структура межличностных отношений:
- когнитивный компонент (предполагает осознание того, что нравится, а что не нравится в межличностных отношениях);
- поведенческий компонент (реализуется в конкретных действиях. Если человек нравится, поведение будет доброжелательным);
- эмоциональный компонент (переживание, оценка другого человека, обусловленные социокультурными нормами групп).
Функции межличностных отношений,-
- помогают адаптироваться в новой среде;
- познавательная функция (социальное познание, познание другого человека);
- удовлетворяют потребности человека в контакте с другими людьми.
Основные феномены межличностных отношений:
- симпатия - избирательная привлекательность. Вызывает когнитивный, эмоциональный, поведенческий отклик, эмоциональную привлекательность;
- аттракция - привлечение, притяжение одного человека к другому, процесс предпочтения, взаимного притяжения, взаимной симпатии;
- антипатия:
- эмпатия (сопереживание, отклик одной личности на переживание другой). Эмпатия имеет несколько уровней. Первый включает в себя когнитивную эмпатию. проявляющуюся в виде понимания психического состояния другого человека (без изменения своего состояния). Второй уровень предполагает эмпатию в форме не только понимания состояния объекта, но и сопереживания ему, т. е. эмоциональную эмпатию. Третий уровень включает когнитивные, эмоциональные и, главное, поведенческие компоненты. Данный уровень предполагает межличностную идентификацию, которая является мысленной (воспринимаемой и понимаемой), чувственной (сопереживаемой) и действенной;
- совместимость (оптимальное сочетание психологических особенностей партнеров, способствующих оптимизации их совместной деятельности) - несовместимость;
- сработанность (удовлетворение от общения; согласованность действий).
Отношения зарождаются, закрепляются, достигают определенной зрелости, ослабляются, разрываются. Эти процессы зависят от следующих критериев:
- наличие и глубина эмоциональных связей;
- частота и интенсивность контактов;
- повторяемость контактов;
- доверительность в контактах.
Уровни межличностных отношений:
- первичное знакомство;
- приятельские отношения (создают основу для дальнейшего развития отношений);
- товарищеские отношения (позволяют закрепить межличностный контакт, происходит сближение интересов и т. д.);
- дружеские отношения (устойчивые, общность интересов, целей и т. д.);
- супружеские.
На проявления межличностных отношений влияют пол, возраст, национальность, темперамент, социальное положение, профессия и др.
Межличностное воздействие. Методы воздействия - совокупность приемов, реализующих воздействие на:
- потребности, интересы, склонности, т. е. источники мотивации активности, поведения человека;
- на установки, групповые нормы, самооценки людей, т. е. на те факторы, которые регулируют активность:
- на состояния, в которых человек находится (тревога, возбужденность или депрессивность и т. п.);
- и которые изменяют его поведение.