Структура и содержание личности

Всестороннее и полное раскрытие структуры и содержания личности предполагает поиск наиболее точных и в то же время удобных с практической точки зрения способов ее исследования и описания.

В экспериментальной психологии наибольшее распространение получили следующие подходы к содержательному описанию личности:
описание личности по ее чертам, качествам, сведенным в отдельные факторы (так называемый факторный анализ личности);
описание личности в зависимости от ее типа (так называемое типологическое описание личности).

Черты, качества, факторы личности. Первоначально наиболее активно развивалось направление, в котором исследовались отдельные черты или качества личности. Последние рассматривались как независимые друг от друга признаки, например: умный, общительный, настойчивый и т.д.

При таком подходе в понятие качество личности вкладывается определенная, длительно существующая, отдельно взятая, стабильная характеристика конкретного человека, постоянно проявляющаяся в его поведении независимо от ситуаций. Обычно то или иное качество, черта бывают выражены в большей или меньшей степени либо они могут вообще не проявляться.

С помощью специально разработанных методик отдельные качества (или свойства) личности могут быть не только выявлены, но и благодаря тому, что они поддаются измерению, сопоставляться, подвергаться ранжированию. Это позволяет сравнивать людей по выраженности у них того или иного качества. Изучая определенное качество, черту, мы как бы соотносим его с границами выраженности данного качества у других лиц и в соответствии с этим даем им различную оценку по этому качеству.

Понятно, что качественные характеристики у людей встречаются самые разнообразные. Они могут быть связаны с их интеллектом, темпераментом, способностями, интересами, социальными отношениями, особенностями характера и т.д. Поэтому, чтобы удобнее было пользоваться ими при описании личности того или иного человека, наиболее общие, близко расположенные друг к другу качества сводятся воедино в какой-то один общий для них фактор.

С помощью факторного анализа значительно упрощается описание большого количества однородных черт личности интересующего нас субъекта, легче отыскиваются связи между свойствами его характера и поступками, точнее составляется прогноз относительно его дальнейшего поведения, в том числе и в критических, экстремальных ситуациях. Такое описание свойств личности с помощью факторного анализа, например, имело место при составлении словаря терминов на английском языке, используемых при описании личности. С этой целью было проанализировано около 18 000 слов, из которых отобрали примерно 4500 слов, обозначающих черты личности, а также наиболее важные устойчивые характеристики поведения человека, которые были сведены в синонимичные группы.

В последующем эта работа легла в основу широко применяемого до настоящего времени созданного в 1946 г. Р.Б. Кеттеллом 16-факторного личностного опросника. Р.Б. Кеттелл еще более сократил (до 171 признака) список черт личности и в итоге получил набор из 36 биполярных различных личностных признаков (например, эмоциональная устойчивость — неустойчивость, настойчивость — покорность, беспечность — озабоченность и т.д.).

Тип личности. В дальнейшем указанное выше направление было дополнено введением понятия тип личности (личностный тип).

Личностные типы — это качественно различающиеся категории, к которым можно относить различных людей в зависимости от ведущих, наиболее устойчивых свойств, положенных в основу той или иной классификации. Такой подход позволяет дать в наиболее общем виде психологический портрет человека, выделив в нем ведущую роль какого-то одного ярко выраженного свойства, организующего вокруг себя ряд других качеств. В любом случае, понятие «личностный тип» предполагает существование определенной связи, корреляции между отдельными чертами личности, совокупность которых и характеризует тот или иной тип.

Существует большое число разнообразных типологий личности. Одни из них в своей основе имеют свойства темперамента, другие — те или иные поведенческие характеристики человека и т.д. Поэтому принадлежность человека к тому или иному личностному типу имеет относительный характер — смотря под каким углом зрения его рассматривать. Кроме того, необходимо также иметь в виду, что любая типология дает весьма обобщенный психологический профиль личности, очерчивает лишь некие общие границы, в которые может быть помещен индивид, даже не представляющий собой «чистый» в соответствии с принятой классификацией тип личности. В этих случаях говорят, что он «похож» на данный тип личности, находится ближе всего к нему. Как тонко каждый чем-то похож на всех, чем-то на некоторых и чем-то не похож ни на кого.

И все же, при всей относительности данного подхода, определение типологической принадлежности человека имеет большое значение, особенно когда хотят выделить наиболее главные, ведущие свойства личности и по ним спрогнозировать его поведение. Тем более что типология человека сохраняется независимо от происходящих в его жизни перемен. Остановимся кратко на некоторых из наиболее известных типологических характеристиках личности, оказавших влияние на современные представления о личности.

К одной из наиболее ранних относится известная типология древнегреческого врача Гиппократа (IV в. до н.э.), который делил всех людей по темпераменту на следующие четыре типа: сангвиников, флегматиков, холериков и меланхоликов — в зависимости от сочетания основных, как ему представлялось, жидкостей человеческого организма. При всей своей научной несостоятельности с точки зрения современных воззрений на роль крови, желчи, различных гормональных выделений и т.п. в жизнедеятельности организма, классификация людей по этим четырем типам темперамента до сих пор нередко используется, особенно в научно-популярной литературе.

Следующая попытка вывести психологическую типологию была предпринята в начале 20-х гг. нашего века немецким врачом-психиатром, психологом Э. Кречмером (1888—1964), опубликовавшим в 1921 г. свой широко известный труд «Строение тела и характер», в котором проблема «соотношения души и тела», психического и физического была центральной. Ученый обратил внимание, что два наиболее распространенных психических заболевания — шизофрения и маниакально-депрессивный психоз чаще наблюдаются у людей с определенным типом телосложения. В дальнейшем он перенес эту, с его точки зрения, закономерность и на психически здоровых людей.

Так, наблюдая за больными с различными психическими расстройствами, Кречмер заметил, что среди них чаще встречаются лица, имеющие «три постоянно повторяющихся главных строения тела»: пикническое, астеническое и атлетическое. Причем эти морфологические типы ученый видел и в популяции психически здоровых людей.

У лиц, больных шизофренией, по мнению Кречмера, чаще наблюдается астеническое (или лептосомное — буквально узкотелое) телосложение. Они худощавы, узкоплечи. У них сравнительно с общими размерами тела длинная узкая плоская грудь, неразвитая мышечная и жировая ткани с явным отставанием веса от длины тела. Причем такой тип телосложения наблюдается не только среди больных, страдающих шизофренией, но и у психически здоровых людей, которых Кречмер назвал шизоидами (или шизотимиками) за их внешнее сходство с больными шизофренией и за ярко выраженные черты «шизоидного» характера.

Такими наиболее выраженными чертами характера шизоидов, с его точки зрения, являются: замкнутость, эмоциональная холодность, отчужденность, сдержанность в проявлении эмоций, несмотря на то, что у них тонко чувствующая натура. Они полностью погружены в мир собственных переживаний, застенчивы, внутренне отгорожены от окружающих.

Страдающие маниакально-депрессивным психозом чаще имеют так называемый пикнический склад телосложения. У них средний рост, плотная фигура, более развитая по отношению к телу грудь, крупная голова, широкое с мягкими чертами лицо, выступающий живот. Такой тип людей, по мнению Кречмера, имеет «циклоидный» характер. Они общительные и добросердечные, веселые и остроумные, беспечные, любят жизнь, прагматики. У них часто меняется настроение. Их чувства открыты и понятны окружающим. С ними легко общаться.

К этим двум главным конституциональным типам Кречмер добавил атлетический и диспластический типы, имеющие не столь характерные черты, чтобы связывать их с определенными психическими характеристиками, как это было сделано им при описании астеников и пикников. Так, к атлетическому типу Кречмером были отнесены люди среднего или высокого роста, с развитой грудной клеткой, мускулатурой, широкоплечие, статные с сужающейся к низу формой туловища.

Завершая краткое изложение взглядов Кречмера, следует отметить, что в психической норме корреляция между приведенными выше типами личности и строением тела не была выражена столь заметно, как в клинике. Хотя в целом, в весьма обобщенной форме, можно говорить о том, что «пикники», как правило, действительно имеют «циклотимический» характер, «астеники» (лептосомы) чаще наделены чертами «шизоидного» (шизотимического) характера. Значение популярной в свое время теории Кречмера состоит в том, что она сыграла роль своеобразного стимула для проведения последующих исследований в поисках связей между телосложением человека и структурой его личности.

В 1927 г. была предложена типология личности американским психологом Шелдоном, который также обозначил три соматических типа, два из которых весьма напоминают циклотимиков и шизотимиков Кречмера. и предложил свою систему определения людей в соответствии с разработанными им шкалами с использованием «трех психофизиологических компонентов личности», или, как он их называл, темпераментов.

Среди других известных типологий личности следует назвать классификацию, предложенную в 1923 г. швейцарским психологом и психиатром К.Г. Юнгом (1875—1961), делившим людей на интровертов и экстравертов. В психологии интроверсия — экстраверсия рассматриваются как способы адаптации человека к окружающему миру. Если интровертированный тип личности преимущественно ориентируется на субъективные факторы, собственные переживания, свой внутренний мир, то экстравертированный тип — на внешние обстоятельства, окружающие его объекты. Такая внутренняя (субъективная) или внешняя (объективная) ориентация формирует ту или иную психическую установку личности по отношению ко всему происходящему.

Таким образом, говоря в общих чертах, интроверт — это человек, у которого преобладает субъективная ориентация, его интересы в значительной мере обращены внутрь, к собственным идеям, образам, созданным его воображением, к своей внутренней духовной жизни. Это — чувствительный, малообщительный, внешне сдержанный, скрытный, безучастный или просто неуверенный в себе, порой необоснованно застенчивый индивид.

Экстраверт, напротив, ориентирован на внешнее окружение, на объективный мир вещей и явлений. Это деятельный, активный, прагматичный, общительный человек, легко вступающий и поддерживающий межличностные контакты.

Такое обобщенное деление людей на экстравертов и интровертов вошло в обыденное сознание. Однако «чистые» интровертированные или экстравертированные типы (так же, как и «чистые» сангвиники, холерики и пр.) встречаются намного реже, чем смешанные с преобладанием той или иной направленности. Впрочем, и сам Юнг отмечал, что каждый индивид в той или иной мере обладает «механизмами» как интроверсии, так и экстраверсии. «Внешние обстоятельства и внутреннее предрасположение очень часто благоприятствуют одному механизму и ограничивают и ставят препятствия другому. Отсюда, естественно, происходит перевес одного механизма. Если это состояние каким-нибудь образом становится хроническим, то вследствие этого и возникает тип, т.е. привычная установка, в которой один механизм постоянно господствует, не будучи в состоянии, конечно, полностью подавить.

Дополнительно к этим двум установкам Юнгом были выделены еще четыре психологические функции, а именно: мышление, эмоции, ощущения, интуиция. Как писал Юнг, «если привычно господствует одна из этих функций, то появляется соответствующий тип. Поэтому я различаю мыслительный, эмоциональный, сенсорный и интуитивный типы. Каждый из этих типов, кроме того, может быть интровертированным или экстравертированным, смотря по своему поведению по отношению к объекту».

Используя классификацию Юнга, перейдем к более подробному описанию выделенных им восьми личностных типов.

Экстравертированный мыслительный тип личности. Лица, принадлежащие к данному типу, свои решения, поступки ставят в зависимость от своих интеллектуальных выводов. Причем их интеллектуальные оценки, точка зрения нередко становятся догматически застывшими, а иные, чуждые им взгляды отвергаются либо отодвигаются на задний план. Эмоции, переживания занимают у них второстепенное место, а иногда и просто подавляются. Среди этих лиц можно встретить крупных реформаторов, государственных, общественных деятелей, активных, деятельных людей, фанатично преданных какой-либо собственной идее.

Экстравертированный эмоциональный тип личности. Данный тип, в отличие от предыдущего, наиболее распространен среди женщин. У лиц этой группы эмоциональная сфера доминирует над мышлением, которое по отношению к чувствам играет вспомогательную роль. Поэтому их чувства отличаются пылкостью, сниженной рационалистичностью, в большей мере демонстративностью, чем глубиной переживаний.

Оба описанных выше типа названы Юнгом рациональными, поскольку жизнь этих людей в значительной мере подвержена разуму, сознательно-волевому контролю. В отличие от них два последующих типа личности отнесены автором рассматриваемой классификации к иррациональным типам, поскольку они основывают свои действия «не на суждениях разума, а на абсолютной силе восприятия»1. К ним относятся:
Экстравертированный сенсорный тип личности. Для лиц данной группы характерной чертой является ориентация на получение новых ощущений, наслаждений от жизни в различных ее проявлениях.

Экстравертированный интуитивный тип личности. У лиц данного типа мышление и чувствование уступают интуитивному восприятию различных новых жизненных обстоятельств. У них «тонкое чутье» к зарождающимся явлениям. Часто эти люди воодушевляют своими идеями других, но сами никогда не доводят их до конца. Под воздействием «симптома навязчивости» они легко увлекаются, нередко разбрасываются в своих начинаниях и в силу этого непостоянны. Среди них, как считает Юнг, много предпринимателей, политиков. Более распространен данный тип личности, по его мнению, среди женщин.

Интровертированный мыслительный тип личности. Юнг пишет, что как Дарвина можно было бы отнести к экстравертированному мыслительному типу, так Канта — к противоположному интровертированному мыслительному типу. Если первый из них оперирует фактами, стремится к расширению сферы познания, то второй в своем поведении, в высказываемых суждениях основывается на субъективном факторе, критическом подходе ко всевозможным явлениям, к углублению познания. Суждения последнего кажутся негибкими, с оттенком превосходства над другими, особенно над теми, кто не принимает их, отчего многими он не понимается и отвергается, что в конечном итоге приводит человека интровертированного мыслительного типа к самоизоляции.

Интровертированный эмоциональный тип личности. Как замечает Юнг, сказанное о предыдущем типе можно отнести и к данному типу личности — только в этом случае все, что «там продумывалось», «здесь прочувствуется». Люди данного типа в большей части молчаливы, труднодоступны, непонятны, меланхоличны. Мотивы их поступков нередко скрыты. В общении они сдержаны, холодны, эгоистичны, индифферентны до равнодушия к несчастию или благополучию других. Среди них можно встретить людей, отличающихся мнительным честолюбием, злобной жестокостью.

Интровертированные мыслительный и эмоциональный типы личности Юнгом относятся к рациональным, поскольку в основе поведения людей, принадлежащих к данным типам, лежат «разумные суждения», основанные как на объективных, так и на субъективных факторах.

Интровертированный сенсорный тип. Это иррациональный тип личности, поскольку определяющим в поведении таких людей являются не объективное видение происходящего, а субъективные ощущения, в основе которых лежат первоначально сформированные, нередко искаженные образы и представления, возникшие в результате «бессознательной деятельности фантазии». Вследствие этого воспринимаемые ими объекты часто недооцениваются, а происходящие явления искажаются. Вследствие искаженного восприятия такой тип личности с трудом понимается окружающими. Он отдален от них, поскольку находится во власти своих искаженных, субъективных восприятий, возникших образов и фантазий.

Интровертированный интуитивный тип, как и предыдущий, относится к иррациональному типу личности. Развитая интуиция еще больше отдаляет его мышление от того, что он видит, а его самого от реальной действительности, окружающих его людей. Вследствие этого такие люди выглядят мало приспособленными к жизни.

Мы не случайно столь подробно остановились на концепции Юнга. В свое время разработанная им типология была положительно воспринята многими учеными и послужила научной базой для проведения дальнейших исследований проблемы личности, а введенные им в научный оборот термины, выражающие такой важный личностный фактор, как «экстраверсия — интроверсия» используются и поныне. Кроме того, типологическая модель личности Юнга помогает человеку лучше понять себя, окружающих его людей, увидеть трудности, которые возникают у него в процессе межличностного общения, т.е. служит своеобразным инструментом для психологической ориентации в обществе.

Среди продолживших разработку типологических моделей личности Юнга следует назвать известного английского психолога Г.Ю. Айзенка (род. в 1916 г.), создавшего несколько отличающуюся модель личности, основанную также на факторе «экстраверсия — интро-версия», но дополненную им таким важным элементом, как «личностная адаптация» в виде эмоционально-волевой «стабильности — нестабильности». В последующем данная характеристика получила название фактора невротизма.

По схеме Айзенка на одном полюсе находится тип личности, отличающийся нервно-психической устойчивостью, эмоциональной зрелостью, прекрасной адаптивностью. На другом — эмоционально неустойчивый личностный тип с низким уровнем адаптации к социальным условиям. Данная характеристика (фактор невротизма) стала рассматриваться Айзенком наряду с фактором «экстраверсии — интроверсии» в виде оси второго двумерного личностного пространства. Таким образом, по Г.Ю. Айзенку, каждому индивиду соответствует какая-то одна точка в этой системе координат, пользуясь которой можно выделить четыре типологические модели личности: а) интровертированный — стабильный, б) интровертированный — нестабильный, в) экстравертированный — стабильный, г) экстравертированный — нестабильный.

Так, ведущими свойствами экстравертированной нестабильной личности являются: эмоциональная неустойчивость, склонность к конфликтам, агрессивным формам реагирования. Напротив, интровертированный нестабильный тип выделяется своей избыточной стеснительностью, замкнутостью, неуверенностью в своих действиях и поступках.

Понятие личности успешно разрабатывалось также и в России. Первоначальное развитие взглядов на природу личности на рубеже конца XIX — начала XX вв. происходило в рамках философии, социологии, психофизиологии, физиологии высшей нервной деятельности. Существенный вклад в этот процесс внесли П.К. Анохин, В.М. Бехтерев, А.Ф. Лазурский, П.Ф. Лесгафт, И.П. Павлов, И.М. Сеченов, АА. Ухтомский и другие ученые.

Понятие «личностного» тогда нередко выступало в таких категориях, как «целостность», «гармоничность», «свобода», «сознание», «душа», «воля». В этот период стали формироваться психологические концепции личности, сочетающие философские и конкретно-психологические взгляды на человека.

В 1915 г. А.Ф. Лазурским (1874—1917) была предложена первая в России классификация личности. Он полагал, что такая классификация должна быть не только психологической, но и психосоциальной в широком смысле. В основу своей классификации ученый положил принцип активного приспособления личности к окружающей социальной среде в зависимости от «степени одаренности» индивида, под которой понимал «прирожденный запас физических и духовных сил» человека, «запас его нервно-психической энергии».

«В то время как бедно одаренные индивидуумы, — писал Лазурский, — обычно всецело подчиняются влияниям среды, ограничиваясь в лучшем случае чисто пассивным приспособлением к ее условиям и требованиям, натуры богато одаренные стремятся, наоборот, активно воздействовать на окружающую их жизнь, приспособляя и переделывая ее сообразно своим запросам и стремлениям», т.е. он полагал, что личности различаются по преобладанию в их структуре внешних либо внутренних источников развития или, как он их называл, экзо- и эндопсихикой. Поэтому главным принципом, положенным в основу созданной им классификации личностных типов на две большие группы, было деление людей по их проявлениям или отношениям, которые он назвал эндопсихическими и экзопсихическими.

Идея отношения к среде в понимании личности была важным шагом вперед по сравнению с прежним взглядом на личность как на совокупность только лишь психических функций. По мнению Лазурского, эндоп-сихические отношения личности выражают «как бы внутренний механизм человеческой личности». Это так называемая им эндопсихика, включающая в себя темперамент, характер, умственную одаренность человека, его способности к восприятию, память, мышление, воображение, внимание, эмоционально-волевую устойчивость, психомоторику и т.п.

Экзопсихические проявления личности по своему содержанию определяются отношениями субъекта к окружающей его среде, происходящим вокруг него явлениям, духовным благам, т.е. отражают систему отношений личности к окружающему миру. Создавая свою классификацию личностных типов, Лазурский в ее основу кладет степень выраженности, интенсивности вышеупомянутых проявлений, относя человеческие личности на разные (от высшего к низшему) уровни психического развития.

Отношения личности и окружающей среды, а следовательно, и отношения между эндо- и экзопсихическими проявлениями на разных уровнях неодинаковы. На низшем уровне психического развития личности влияние внешней среды является преобладающим. «Подчиняя себе слабую, разрозненную психику малоодаренного человека, — пишет А.Ф. Лазурский, — среда накладывает на нее свой отпечаток, насильственно приспособляя ее к своим запросам и требованиям... В результате личность часто не дает и того немногого, что она могла бы дать при более самостоятельном и независимом отношении к окружающему. Общая приспособленность ее к окружающей среде оказывается настолько неполной и нестойкой, общий вес и ценность ее в социальной жизни настолько незначительными, что представителей низшего уровня можно в общем охарактеризовать как недостаточно приспособленных».

В противоположность этому люди, находящиеся на среднем психическом уровне, обладают гораздо большей способностью адаптироваться к окружающей среде, найти в ней свое место и использовать ее в своих целях. «Более сознательные, обладающие большей работоспособностью и инициативой, они выбирают себе род занятий, соответствующий их склонностям и задаткам, работают продуктивно и с интересом и в конце концов, будучи полезными обществу, успевают в то же время обеспечить себе не только материальное благосостояние, но и некоторый комфорт, физический и духовный. Их можно назвать поэтому приспособившимися».

Кроме того, к третьему высшему личностному типу Лазурский относит людей в еще большей степени талантливых, творческих, одаренных, которые не только прекрасно приспосабливаются к окружающей среде, но и подчиняют ее себе, видоизменяют «сообразно своим собственным влечениям и потребностям».

На низшем уровне психического развития личности, в зависимости от преобладания интеллектуальных, эмоциональных либо волевых процессов, Лазурский выделяет следующие личностные типы:
рассудочные — склонные к бесплодному резонерству, обстоятельному обсуждению поступков, мотивов их совершения, их последствий с преобладанием формы над содержанием;
аффективные — подвижные, чувственные с преобладанием органических влечений и потребностей, мечтатели;
активные — энергичные низшего порядка, характеризующиеся импульсивностью и беспорядочностью своих действий, покорно-деятельные, упрямые, аффективно-извращенные, активно-извращенные (насильники), жестокие.

В основе деления людей на среднем уровне психического развития лежит доминирующее развитие психических процессов. Благодаря этому, по мнению Лазурского, для данного типа лиц важнее не то, что они делают, а сам процесс их деятельности, то, как они ею занимаются. К подобным личностным типам он относит:
непрактичные — теоретики-идеалисты, ученые, люди творческого труда, религиозные деятели и пр.;
практики-реалисты — общественные деятели, лица, стремящиеся к власти, хозяйственники и т.п.

Наконец, высший уровень психического развития личности, при котором полностью доминирует ее «экзопсихическая сторона», а эндопсихика составляет лишь естественную ее подоснову. Необходимым признаком представителей данного высшего уровня является осознанная творческая направленность их бытия.

Завершая свою типологию, Лазурский дает развернутую программу эмпирических исследований характерологических особенностей личности, которая оказала существенное влияние на последующие работы психологов, посвященные характерологии. Серьезное влияние оказали исследования Лазурского также и на учение о личности преступника, на создание классификации преступных типов в трудах отечественных криминологов (С.В. Познышев и др.).

Широко известна типологическая модель личности, в основу которой положено учение И.П. Павлова (1849—1936) о соотношении свойств нервной системы, которые уравновешивают состояние организма, психики во взаимоотношениях с окружающей средой. Различные свойства нервной системы человека влияют на особенности его условно-рефлекторной деятельности, темперамента. Комбинации этих свойств с преобладанием процессов возбуждения или торможения образуют четыре основных типа нервной системы, лежащих в основе четырех традиционных типов темперамента (сангвинический, флегматический, холерический и меланхолический). В зависимости от типа темперамента стали говорить о личности сангвиника, флегматика, холерика, меланхолика.

В настоящее время широкое распространение получила типология личностных типов в зависимости от ведущих, наиболее ярко выраженных (акцентуированных) свойств характера (К. Леонгард, А.Е. Личко и др.).

Различные личностные типы можно увидеть и при рассмотрении более частных задач, связанных с исследованием личности в результате применения психологом той или иной психодиагностической методики, позволяющей выявить те или иные характерные особенности личности, например направленность ее мотивации, уровень самооценки, притязаний и т.д.

Психологическая структура личности. Первым у нас в стране к разработке структуры личности подошел СЛ. Рубинштейн (1889— 1960), который в 1940 г. писал о том, что «в психическом облике выделяются различные сферы или области черт, характеризующие разные стороны личности»2. В последующем в теорию личности свой вклад внесли известные советские психологи Б.Г. Ананьев, А.Г. Ковалев, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, К.К. Платонов и другие. Несмотря на несколько различные подходы к этому вопросу, все они подчеркивали решающее влияние на формирование личности, ее структуры социальных факторов, ее связей с обществом, включенность субъекта в межличностные, общественные отношения.

Как писал Б.Г. Ананьев (1907—1972), структура личности складывается постепенно в процессе социального развития индивида, являясь своеобразным продуктом этого развития. Структура личности, по его мнению, включает наиболее общие и актуальные для жизнедеятельности и поведения человека комплексы его органических свойств, многократно опосредованные социальными условиями. Наиболее важный из этих комплексов — интеллектуальный, служащий показателем умственного развития субъекта, сформированности у него вербального и невербального (абстрактно-логического) интеллекта, внимания, способности к обучению. В реальном развитии человека его социальные функции, общественное поведение, мотивация, подчеркивал он, всегда связаны с процессом отражения им окружающего мира, познанием общества, других людей и самого себя.

Другой известный психолог А.Г. Ковалев полагал, что развитие структуры личности идет от разрозненных свойств к сложным интегральным образованиям: направленности, способностям, характеру4. К этим сложным структурным элементам Ковалев относит и темперамент, который он называет «структурой природных свойств». Все они, по его мнению, составляют своеобразный духовный облик и характер человека.

Наибольший интерес для изучающих юридическую психологию может представлять близкая к приведенным выше взглядам концепция К.К. Платонова, названная им динамической структурой личности в виде ее четырех составных компонентов или подструктур. Его концепция удобна в практическом отношении при изучении личности преступника, различных участников процесса, при составлении психологической характеристики лиц, отбираемых в правоохранительные органы. Она проста и понятна для юриста-практика и поэтому стоит на ней остановиться.

Итак, согласно данной концепции, структура личности включает в себя следующие основные подструктуры.

Подструктура направленности. Она представлена совокупностью наиболее устойчивых и социально значимых качеств личности субъекта: его мировоззрения, идейных убеждений, нравственных принципов, ценностных ориентаций, интересов, идеалов. Все эти качества социально обусловлены. Они представляют собой преломление социального в сознании человека и формируются главным образом в процессе воспитания.

Направленность личности тесно связана с правосознанием, особенно в той части, которая определяет отношение субъекта к соблюдению норм права. Изучение направленности личности индивида позволяет определить его социальные воззрения, образ мыслей, уровень его нравственного развития, ведущие мотивы, желания, нравственные чувства. Знание направленности личности позволяет во многом прогнозировать поступки и поведение человека.

Подструктура опыта. Данная подструктура включает в себя знания, навыки, умения, привычки. Она также в значительной мере формируется под воздействием социальных факторов, хотя и не без влияния некоторых биологически обусловленных свойств: способности к быстрому запоминанию, определенных физических данных, лежащих в основе образования двигательных навыков, и т.п. Через данную структуру личность наиболее отчетливо проявляется в своем развитии, в выборе ведущих форм деятельности, в достижении определенных результатов. Обычно эту подструктуру называют индивидуальной культурой (или подготовленностью), формирующейся в процессе обучения.

Успешность овладения знаниями и умениями во многом определяется способностями человека. Большую роль в приобретении знаний, опыта играют направленность личности, мотивация.

Подструктура психических форм отражения. Она объединяет индивидуальные особенности психических процессов (психических функций): ощущений, восприятия, памяти, мышления. И хотя указанные процессы развиваются в ходе овладения человеком знаниями и навыками, тем не менее они в значительной мере обусловлены биологическими, наследственными факторами. Сюда же относятся и такие формы отражения, как эмоции, чувства, которые проявляются в психических состояниях, переживаемых человеком в процессе какой-либо деятельности.

Психические познавательные процессы: восприятие, память, внимание, мышление и другие формы отражения действительности вместе с приобретенными человеком знаниями и опытом во многом определяют такое сложное интегративное образование личности, как интеллект, положительно коррелирующий с умственным развитием.

Подструктура темперамента и других биологически обусловленных свойств. Они определяются половыми, возрастными, конституционально-биохимическими, наследственно обусловленными признаками, особенностями нервной системы индивида и зависят от физиологических, нейродинамических, морфологических особенностей мозга.

Различные черты и свойства личности, входящие во все названные подструктуры, образуют две наиболее общие подструктуры: характер и способности, понимаемые как общие интегративные качества личности, которые более подробно рассматриваются в последующих главах учебника.

Все эти вышеперечисленные подструктуры тесно связаны между собой и проявляются в виде единого целого, выражающего такое сложное интегративное понятие, как личность.

Теперь после того как мы раскрыли содержание личности, ее основные структурные компоненты, необходимо показать, каким образом, с помощью каких методов проводится измерение, оценка личностных качеств и в целом — личности субъекта при решении задач, возникающих в процессе профессиональной деятельности юриста.

Источник: 
Юридическая психология, Романов В.В., Учебник 1998
Темы: