Квазиказначейские акции могут образоваться в обществе также двумя основными способами.
Во-первых, путем реализации казначейских акций общества через внесение в уставный капитал своей дочерней компании, образуя тем самым структуру перекрестного владения. Следует отметить, что органы управления такой дочерней компании будут формироваться менеджментом основного общества. Как следствие, зависимое общество в лице своего менеджмента, являясь акционером основного общества, будет действовать в интересах менеджмента основного общества, в противном случае менеджмент основного общества его попросту заменит. Это значит, что используя средства основного общества, менеджмент превращается в самостоятельный центр силы, способный перехватить контроль над управлением обществом у его основных акционеров.
Российское законодательство не предусматривает ограничения прав при нахождении размещенных акций на балансе дочерних и зависимых организаций эмитента, что, на наш взгляд, является существенным пробелом. Также отсутствует норма об обязательном раскрытии информации о количестве акций общества, принадлежащих его дочерним и зависимым компаниям.
Во-вторых, квазиказначейские акции появляются, когда выкуп обществом проводится по решению органов управления изначально на аффилированную с основным обществом компанию. Это могут быть обычные оферты (сделки), выставляемые (заключаемые) такими компаниями по общим нормам гражданского права (а не в соответствии с требованиями закона «Об акционерных обществах»). При этом акции могут выкупаться как у широкого круга лиц, так и у строго определенного круга акционеров (то есть не все акционеры могут предъявить к выкупу свои акции обществу).
Появление квазиказначейских акций недопустимо, так как может вызвать злоупотребления, нарушающие права акционеров общества (оттеснение акционеров от участия в управлении обществом со стороны менеджмента, возможная продажа акций по заниженным ценам). По сути, появление таких акций ведет к изменению правильной расстановки сил среди акционеров, ухудшению обратной связи по эффективности работы общества со стороны собственников, а при значительном их количестве - к потере управления настоящими акционерами.
Опционная программа не может служить исключением: общество может выдать фантомные опционы, либо, с целью исполнения данных обязательств, приобретать акции в момент окончания действия опциона на рыночных условиях. При этом общество должно приобретать акции путем публичной оферты, а не путем непубличной скупки с рынка, в противном случае у общества будет соблазн спровоцировать умышленное снижение котировок для выкупа нужного объема, чем будет нанесен ущерб акционерам общества.
Учитывая все вышесказанное, во избежание злоупотреблений ПЧСД должен голосовать против сделок, ведущих к появлению квазиказначейских акций в обществе, а также лоббировать принятие в устав поправок, относящих распоряжение казначейскими акциями к компетенции совета директоров общества, в том числе вводящих механизм, предусматривающий более высокий кворум для принятия решения по данному вопросу.
Действия с казначейскими акциями в обществе должны происходить в рамках принятой МУАК. Акционеры не должны нести рисков, связанных с возможными злоупотреблениями из-за существования казначейских и квазиказначейских акций. Технические преимущества, связанные с удобством продажи таких акций по сравнению с допэмиссией, не должны ставиться выше возможных рисков ущемления прав акционеров общества.