Учет расходов на продажу

Расходы, связанные с коммерческим продвижением товарной продукции, учитываются на собирательном счете 44 «Расходы на продажу».

Согласно Плану счетов в организациях, осуществляющих промышленную и иную производственную деятельность, на счете 44 могут быть отражены, в частности, следующие расходы: на затаривание и упаковку изделий на складах готовой продукции; по доставке продукции на станцию (пристань) отправления, погрузке в вагоны, суда, автомобили и другие транспортные средства; комиссионные сборы (отчисления), уплачиваемые сбытовым и другим посредническим организациям; по содержанию помещений для хранения продукции в местах ее продажи и оплате труда продавцов в организациях, занятых сельскохозяйственным производством; на рекламу; на представительские расходы; другие аналогичные по назначению расходы.

Суммы произведенных организацией расходов, связанных с продажей товарной продукции, в течение отчетного периода накапливаются до дебету счета 44 «Расходы на продажу». Заключительными проводками месяца эти расходы полностью списываются на счета продаж. Исключение составляют расходы на упаковку и транспортировку, которые подлежат распределению между отдельными видами отгруженной, но не реализованной продукции ежемесячно, исходя из их веса, объема, производственной себестоимости или другим соответствующим показателям. Иными словами, на счете 44 в организациях, осуществляющих промышленную и иную производственную деятельность, может оставаться переходящее сальдо в размере части расходов на упаковку и транспортировку, относящейся к нереализованной, но отгруженной (например, по договорам комиссии) продукции. После признания отгруженной продукции реализованной соответствующая ей часть расходов составляющих сальдо на конец месяца по счету 44 должна быть списана на счета продаж.

При списании расходов на продажу как частичном, так и полном в аналитическом учете необходимо предусмотреть принципы распределения такого рода затрат для формирования полной коммерческой себестоимости реализованной продукции в разрезе ее видов. Это может быть либо прямое отнесение коммерческих расходов на проданную продукцию либо распределение их по аналогии с распределением общехозяйственных расходов между видами выпускаемой продукции при списании последних непосредственно на счета основного производства. Однако в этом случае необходимо помнить, что общехозяйственные расходы распределяются на весь выпуск произведенной продукции, а коммерческие — только на проданную либо отгруженную продукцию. В связи с этим говорить о полной коммерческой себестоимости конкретной единицы готовой продукции можно лишь после ее продажи. При этом из месяца в месяц эта себестоимость будет различаться, так как расходы на продажу могут относиться на всю партию произведенной продукции (например, упаковку продукции), а списываются только на проданную (отгруженную) ее часть.

Источник: 
Ю.А. Соколов., Формирование себестоимости продукции в бухгалтерском и налоговом учетах, 2005