Реакция потребителя на изменение цены

Потребление некоторых товаров, например соли, почти не зависит от изменения цены, а потребление других, таких, как жилье, оказывается в гораздо большей зависимости от ее изменения. Основная причина, побудившая нас изучать эффекты дохода и замещения, и состоит в том, чтобы понять причину данного явления.

Рассмотрим случай с солью. Анализируя эффект замещения и эффект дохода для соли, необходимо отметить следующие 2 характерные особенности. Во-первых, для большинства потребителей соль не имеет близких субститутов. Конечно, некоторые люди могут использовать вместо соли перец или лимонный сок. Но для большинства людей эти продукты не могут заменить соль. Во-вторых, покупка соли составляет ничтожно малую долю в общих расходах. Самый большой любитель соли мог бы потреблять фунт этого продукта каждый месяц. Если бы его доход был равен 1200 долл. в месяц, то удвоение цены на соль, скажем, с 0,3 до 0,6 долл. за фунт увеличило бы долю его бюджета, отводимого на соль, с 0,00025 до 0,0005, т. е. практически эффект дохода при увеличении цены на соль очень незначителен.

Интересно представить эти 2 свойства соли графически. На рис. 4.12 тот факт, что соль не имеет близких субститутов, подтверждают кривые безразличия почти прямоугольной формы, а тот факт, что доля этого продукта в бюджете весьма незначительна, подтверждается возникновением точек пересечения кривых безразличия при крайне небольших количествах соли.

Предположим (рис. 4.12), что цена на соль первоначально составляет 0,3 долл. за фунт, а ее потребление (отмеченное точкой А на рисунке справа увеличенного масштаба) — 1,0002 фунта в месяц. Увеличение цены до 0,6 долл. за фунт приводит к возникновению нового количества потребления соли - 1 фунт в месяц (точка D). Эффекты дохода и замещения могут быть рассчитаны при промежуточном объеме потребления, отмеченном точкой С. Геометрически эффект дохода весьма незначителен, поскольку исходная точка касания находится очень близко от пересечения линии бюджетного ограничения с вертикальной осью. Когда центр вращения линии бюджетного ограничения находится на вертикальной оси (точка 1200), а исходная точка сбалансированности (точка А) расположена очень близко к вертикальной оси, эффект замещения является незначительным. В этом случае даже очень большое вращение линии бюджетного ограничения приведет к очень небольшому изменению потребления соли из-за почти прямоугольной формы ее кривых безразличия.

Теперь сопоставим пример с солью и пример с жильем. Жилье имеет 2 важнейшие характеристики:

  1. оно занимает существенную долю в общих расходах (примерно 30% для многих людей);
  2. у большинства людей есть широкий выбор между жильем и другими товарами.

Второе утверждение, на первый взгляд, может показаться не столь очевидным, но после некоторых размышлений его вероятность становится несомненной. Действительно, существует много способов изменить расходы на жилье. Наиболее очевидный из них — обмен просторного жилья на менее просторное. Многие нью-йоркцы, например, могут позволить себе жить в квартирах с большей площадью, чем те, которые они занимают, но предпочитают тратить сэкономленные на квартирной плате деньги на посещения ресторанов, театров и т. д. Еще одна возможность замены — выбор места расположения жилья. Человек, работающий в Манхэттене, может жить в непосредственной близости от места своей работы и платить крайне высокую квартирную плату или, наоборот, жить в более отдаленном Нью-Джерси или Лонг-Айленде и платить за жилье значительно меньше. Кроме того, можно выбрать квартиру, расположенную в менее фешенебельном районе или несколько удаленную от станции метро, которым вы часто пользуетесь. Таким образом, существует много различных вариантов, выбор которых в существенной степени зависит от дохода потребителя и соотношения цен.


На рис. 4.13 обозначено, что доход потребителя составляет 120 долл. в неделю, а первоначальная цена жилья - 0,6 долл. за 1 кв. ярд. Соответствующее бюджетное ограничение обозначено BQ, а оптимальное количество товара — точкой А (100 кв. ярдов жилья в неделю). Рост цены на жилье до 2,4 долл. в неделю приводит к уменьшению потребляемого количества до 20 кв. ярдов в неделю. Ровная выпуклая форма кривых безразличия характеризует высокую степень возможных замен жилья на другие товары и объясняет относительно большой эффект замещения (перемещение из А в С). Отметим также, что первоначальное равновесное количество товара определялось точкой касания А, удаленной от центра вращения линии бюджетного ограничения, находящегося на вертикальной оси (точка 120). В противоположность случаю с солью здесь вращение линии бюджетного ограничения, вызываемое возрастанием цены, вызывает большое изменение в потреблении товара. Соответственно эффект дохода для жилья (перемещение из С в D) гораздо больший, чем для соли. При больших эффектах замещения и дохода, действующих в одном направлении, общий эффект от роста цены на жилье (перемещение из Л в D) очень большой.

«Товар Гиффена» - это товар, для которого общий эффект от роста цены выражается в увеличении, а не в сокращении его покупок. «Товары Гиффена» - товары, кривая спроса на которые имеет наклон вверх.

Поскольку эффект замещения при росте цены всегда характеризуется сокращением покупаемого количества товара, «товар Гиффена» должен быть товаром, эффект дохода которого компенсирует эффект замещения, т. е. он должен быть товаром столь низкого качества, чтобы эффект дохода действительно был больше эффекта замещения.

В качестве часто приводимого примера «товара Гиффена» называют картофель во время ирландского «картофельного голода» в XIX в. Дело в том, что картофель был основным продуктом питания бедняков, и рост цен на него существенно снижал реальную покупательную способность людей, вынуждая их экономить на мясе и других более дорогостоящих продуктах и покупать еще больше картофеля (рис. 4.14). Во всяком случае, так повествует история.


Независимо оттого, был ли когда-либо картофель «товаром Гиффена», этот случай иллюстрирует свойства, которыми, рассуждая логически, должен обладать «товар Гиффена». Во-первых, он должен не только быть низкого качества, но и занимать большую долю в бюджете потребителя. В противном случае увеличение цены на него не означало бы значительного снижения реальной покупательной способности (возрастание вдвое цены на брелоки для ключей, например, не сделает никого ощутимо беднее). Во-вторых, эффект замещения «товара Гиффена» должен быть подавлен эффектом дохода.

Практически крайне маловероятно существование товара, обладающего обоими свойствами «товара Гиффена». Большинство товаров, в конце концов, занимают лишь крошечную долю в общих расходах потребителя. Более того, как уже отмечалось, чем более широко определен товар, тем менее вероятно, что он будет низкого качества. И, наконец, товары низкого качества по своей природе являются товарами, имеющими близкие заменители. Например, стремление потребителя заменить вырезку на бифштекс по-гамбургски - это именно то, что характеризует бифштекс по-гамбургски как товар низкого качества.

«Товар Гиффена» является занимательной аномалией, главным образом приносящей пользу при проверке понимания студентами тонкостей эффектов дохода и замещения. Если не будет оговорено иначе, будем предполагать, что все кривые спроса, использованные в остальной части этого текста, имеют условный наклон вниз.

Ключевые слова: Потребление, Цена
Источник: Университетский учебник - Франк Р.Х. - Микроэкономика и поведение
Материалы по теме
Чувствительность покупателей к уровню цен
П. Н. Шуляк. ФИНАНСЫ ПРЕДПРИЯТИЯ
Понятие и виды цен
Экономика, организация и управление предприятием., Н. Л. Зайцев
Равновесная цена. Механизм рыночного равновесия
Экономика. Курс лекций: учебное пособие для вузов / В.В. Янова. — 4-е изд., стереотип.
Потребности как движущий мотив потребительского поведения
Маркетинг. Общий курс., Под редакцией Н.Я. Колюжновой, А.Я. Якобсона
Методы формирования цен
Панкрухин А.П., Маркетинг. Учебник
Формирование цен на рынке капитала
Липсиц И.В., Экономика
Регулирование цен
Экономика, организация и управление предприятием., Н. Л. Зайцев
Адаптация цены
Панкрухин А.П., Маркетинг. Учебник
Оставить комментарий