Организационные аспекты внешнеэкономической деятельности предприятий

Прогресс в развитии экономики республики в значительной степени зависит от условий, темпов и масштабов внешнеэкономической деятельности.

Внешнеэкономическая деятельность представляет собой сферу деятельности предприятий, связанную с международной производственной и научно-технической кооперацией, экспортом и импортом продукции, выходом предприятий на внешний рынок. Принципы и методы осуществления этой деятельности являются основой, определяющей организацию внешнеэкономических отношений.

Характерными особенностями современного этапа развития внешнеэкономической деятельности являются следующие:
— центром внешнеэкономической деятельности выступают субъекты хозяйствования, а сама внешнеэкономическая деятельность осуществляется на уровне производственных структур (предприятий, фирм, организаций и др.) на условиях полного хозяйственного расчета. Она стала важной отраслью экономики большинства стран мира. Ее доля в валовом внутреннем продукте весьма значительна и в отдельных странах достигает 30% и более. Эта доля продолжает увеличиваться;
— экономические функции государства во внешнеэкономической деятельности реализуются через механизм государственного регулирования в зависимости от экономических, социальных и политических задач страны;
— она превратилась в средство повышения экономической эффективности в инновационной, инвестиционной и других видах деятельности, всего общественного прогресса и способствует решению многих социально-экономических проблем, содействуя выравниванию темпов экономического развития, повышению уровня благосостояния страны.

Главными субъектами внешнеэкономической деятельности в мировой практике выступают: государство, отечественные юридические и физические лица; зарубежные партнеры в лице иностранного юридического и физического лица; международные организации.

Мировая экономическая практика показала, что для большинства сотрудничающих государств основным направлением внешнеэкономической деятельности является внешнеторговая, основу которой составляют коммерческие внешнеторговые сделки, охватывающие не только операции купли продажи товаров, научно-технической продукции, но и туризм, международное сотрудничество, создание совместных предприятий. В последние годы произошли существенные изменения в системе внешнеэкономических связей государств и деятельности субъектов хозяйствования. Широкое развитие получили информационный обмен, услуги связи, транспортное обслуживание, консалтинг, франчайзинг, ноу-хау, лизинг, страхование и др. Важным результатом внешнеэкономической деятельности стал вывоз капитала, что является основой создания транснациональных корпораций, Их внутрикорпорационный оборот составляет около одной трети международного экспорта.

В современных условиях по формам сотрудничества можно выделить следующие направления внешнеэкономической деятельности:
— производственная кооперация, охватывающая различные формы сотрудничества. Это предпроизводственное сотрудничество (передача технологий, научно-технические сотрудничество и создание кооперативного производства, строительство и различные подрядные работы); производственно-технологическое сотрудничество (подготовка проектно-конструкторской документации, разработка технологических процессов, совместные работы по повышению уровня качества и сертификации продукции); коммерческое сотрудничество (организация взаимных поставок продукции, совместная продажа продукции на мировом рынке, координация объемов поставок, условий и форм международных расчетов, организация послепродажного обслуживания); лицензионное сотрудничество; инвестиционный бизнес;
— научно-техническое сотрудничество и инновационный бизнес (создание совместных предприятий по выпуску наукоемкой продукции и реализация ее на внешнем рынке, реклама инноваций за рубежом, вхождение в международные информационные системы по инновационным проектам);
— валютно-финансовое сотрудничество;
— информационный бизнес;
— электронная коммерция.

Распространение различных форм сотрудничества в области внешнеэкономической деятельности — общемировая тенденция, обусловленная развитием международного бизнеса, на характер и движущие силы которого оказывают влияние особенности развития каждой из участвующих стран. Формирование модели внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь происходит с учетом экономико-политических особенностей развития, целевой направленности, положения республики в системе мирового хозяйства, определения способов и форм включения Беларуси в международное разделение труда.

Для предприятия внешнеэкономическая деятельность обеспечивает завоевание мировых рынков сбыта, приобщение к международным достижениям в области технологии, науки, интеграцию в мировое сообщество и зарабатывание свободно конвертируемой валюты для осуществления импортных операций, выравнивания платежных взаимоотношений, привлечения иностранных инвесторов и других действий.

Осуществление внешнеэкономической деятельности предприятий строится на действующей системе нормативно-правовой базы. Закон «Об основах внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь» определяет основы выхода предприятий на международную арену.

Последующие законодательные акты за период 1990—2000 гг. (Закон РБ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», 1998 г.), постановления Совета Министров («О введении товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств», 1997 г.), указы Президента Республики Беларусь («О некоторых мерах по упорядочению посреднической деятельности при продаже товаров», 2000 г.), постановления Министерства иностранных дел («Об утверждении порядка продления сроков проведения внешнеторговых операций», 2000 г.), Национальная программа развития экспорта Республики Беларусь на 2000—2005 гг. и многие другие регламентирующие документы дают возможность осуществлять внешнеэкономическую деятельность в республике в соответствии с нормами и правилами, отвечающими мировым стандартам.

Изначально работа начинается с регистрации предприятия как субъекта внешнеэкономической деятельности (ВЭД), получения свидетельства ее участника и регистрационной карточки.

Дальнейшие действия предприятия — поиск партнеров. Осуществляется он в три этапа: проведение маркетингового исследования на внешнем рынке; отбор потенциальных партнеров; проведение переговоров по поводу сотрудничества. Выполнение такой работы идет с использованием услуг торгово-промышленной палаты Республики Беларусь, выполняющей консультационные, информационные и посреднические услуги как белорусским, так и зарубежным партнерам. Последовательно проводимые поиски в конечном итоге обеспечивают нахождение компаньонов, возможность реализации готовой продукции на рынках зарубежных стран и обеспечение для предприятий республики выгодных инвестиций и перспективного их развития. Вне зависимости, каким путем найден партнер, составляется коммерческое предложение (оферта) на поставку товаров.

Оферта представляет собой предложение, адресованное одному или нескольким конкретным лицам, в котором достаточно точно определено и выражено намерение лица, выдавшего оферту и называемого оферентом, считающего себя связанным принятыми на себя обязательствами в случае принятия (акцепта) адресатом (акцептантом).

Процессы выдачи оферты и их акцепт приобретают чрезвычайно важное значение. Это связано с тем, что большинство сделок заключается не в результате личных встреч и переговоров представителей сторон, а по почте, телефону, телексу, телефаксу.

Акцепт оферты осуществляется после сравнительного анализа поступивших оферт (контроферт) от нескольких экспортеров (импортеров).

Оферта представляет собой прототип контракта и содержит следующие реквизиты: наименование и краткую характеристику товара, его количество, качество и цену; стоимость предложения; валюту цены и платежа; базисные условия поставки; условия платежа; срок для акцепта данной оферты.

Источник: 
Карпей Т.В. - Экономика, организация и планирование промышленного производства. Изд. 4-е - 2004