Основа рыночных отношений — свобода предпринимательской деятельности, наличие у предпринимателей возможности решать вопросы по определению объема производства, номенклатуры продукции, методов ее изготовления, способов реализации и других аспектов хозяйствования. При этом предприниматели совершенствуют производство, повышают качество продукции, заботятся об использовании результатов научно-технического прогресса. Другая особенность их деятельности — невосприятие к общенациональным или общегосударственным потребностям. Это относится к мероприятиям, которые дают экономический эффект через длительный промежуток времени, к крупномасштабным стратегическим проектам (строительство дорог, развитие коммуникаций и т.д.). Подчеркивая преимущества рыночной экономики, приносящей прогрессивные достижения, нельзя забывать о недостатках. В странах с развитой рыночной экономикой научились регулировать рынок на макроуровне, общенациональном, что обеспечивает эффективное функционирование всей экономики.
Государственное регулирование рыночной экономики — целенаправленное воздействие на экономические интересы предпринимателей с целью координации их деятельности, развития производства, решения социальных и других общегосударственных проблем.
Формами государственного регулирования в условиях рынка являются:
- планирование,
- стимулирование,
- административное воздействие.
Государственное планирование осуществляется посредством разработки планов-прогнозов, долгосрочных целевых программ, государственных заказов. Стимулирование производства включает гибкую систему налогообложения, управление ценами, оплатой труда, финансово-кредитной системой, поддержку малого бизнеса. Административное воздействие предполагает издание законодательных актов, норм, правил, инструкций, постановлений.
Формы и методы государственного регулирования различаются в зависимости от уровня, на котором оно осуществляется. Например, в США регулирование осуществляется на общенациональном (федеральное государство), региональном (правительство штатов), местном (органы муниципалитета) уровнях.
В РБ уровни регулирования включают республику, область, район.
Принципы государственного регулирования предусматривают.
- четкое определение целей. Например, нужно ли сдержать развитие производства данного вида продукции или поддержать; ограничить размеры прибыли или дать возможность заработать и расширить производство;
- учет интересов производителей и потребителей. Для покупателя рыночные отношения -— благо, так как в них действует принцип: дешевые цены — высокое качество. Государство должно так регулировать взаимоотношения, чтобы максимально учитывать интересы и продавца, и покупателя;
- свободу и выгодность обмена как для продавца и покупателя, так и для третьих лиц. Производители и продавцы, учитывая требования покупателей, снижают цены, затраты. Это может сопровождаться ухудшением охраны природы, сокращением мер по защите социальных нужд и др. Государство должно устанавливать оптимальные нормативы и правила работы предприятий в защиту третьих лиц. Оно определяет предельные нормы выброса в атмосферу вредных веществ, размер штрафов за ущерб природной среде;
- равные возможности для всех предпринимателей независимо от форм собственности предприятий, недопущение их дискриминации;
- поощрение хозяйственной деятельности предприятий, обеспечивающих высокую эффективность производства. К этому принципу можно отнести установление налоговых льгот на прибыль от реализации новой прогрессивной продукции; предоставление льгот по кредитам на развитие приоритетных направлений науки и техники; поддержку частного сектора экономики и малого бизнеса и др.
Методы государственного регулирования бывают прямые и косвенные. Прямые — это непосредственное воздействие на экономические структуры: законы, законодательные акты, нормативные документы и др. Косвенные — методы опосредованного влияния на поведение субъектов хозяйственной деятельности: система налогообложения, управление ценами, оплата труда, они проявляются через систему экономического воздействия на экономику.