Сущность и принципы государственного регулирования деятельности предприятия в РБ

Основа рыночных отношений — свобода предпринимательской деятельности, наличие у предпринимателей возможности решать вопросы по определению объема производства, номенклатуры продукции, методов ее изготовления, способов реализации и других аспектов хозяйствования. При этом предприниматели совершенствуют производство, повышают качество продукции, заботятся об использовании результатов научно-технического прогресса. Другая особенность их деятельности — невосприятие к общенациональным или общегосударственным потребностям. Это относится к мероприятиям, которые дают экономический эффект через длительный промежуток времени, к крупномасштабным стратегическим проектам (строительство дорог, развитие коммуникаций и т.д.). Подчеркивая преимущества рыночной экономики, приносящей прогрессивные достижения, нельзя забывать о недостатках. В странах с развитой рыночной экономикой научились регулировать рынок на макроуровне, общенациональном, что обеспечивает эффективное функционирование всей экономики.

Государственное регулирование рыночной экономики — целенаправленное воздействие на экономические интересы предпринимателей с целью координации их деятельности, развития производства, решения социальных и других общегосударственных проблем.

Формами государственного регулирования в условиях рынка являются:

  • планирование,
  • стимулирование,
  • административное воздействие.

Государственное планирование осуществляется посредством разработки планов-прогнозов, долгосрочных целевых программ, государственных заказов. Стимулирование производства включает гибкую систему налогообложения, управление ценами, оплатой труда, финансово-кредитной системой, поддержку малого бизнеса. Административное воздействие предполагает издание законодательных актов, норм, правил, инструкций, постановлений.

Формы и методы государственного регулирования различаются в зависимости от уровня, на котором оно осуществляется. Например, в США регулирование осуществляется на общенациональном (федеральное государство), региональном (правительство штатов), местном (органы муниципалитета) уровнях.

В РБ уровни регулирования включают республику, область, район.

Принципы государственного регулирования предусматривают.

  • четкое определение целей. Например, нужно ли сдержать развитие производства данного вида продукции или поддержать; ограничить размеры прибыли или дать возможность заработать и расширить производство;
  • учет интересов производителей и потребителей. Для покупателя рыночные отношения -— благо, так как в них действует принцип: дешевые цены — высокое качество. Государство должно так регулировать взаимоотношения, чтобы максимально учитывать интересы и продавца, и покупателя;
  • свободу и выгодность обмена как для продавца и покупателя, так и для третьих лиц. Производители и продавцы, учитывая требования покупателей, снижают цены, затраты. Это может сопровождаться ухудшением охраны природы, сокращением мер по защите социальных нужд и др. Государство должно устанавливать оптимальные нормативы и правила работы предприятий в защиту третьих лиц. Оно определяет предельные нормы выброса в атмосферу вредных веществ, размер штрафов за ущерб природной среде;
  • равные возможности для всех предпринимателей независимо от форм собственности предприятий, недопущение их дискриминации;
  • поощрение хозяйственной деятельности предприятий, обеспечивающих высокую эффективность производства.  К этому принципу можно отнести установление налоговых льгот на прибыль от реализации новой прогрессивной продукции; предоставление льгот по кредитам на развитие приоритетных направлений науки и техники; поддержку частного сектора экономики и малого бизнеса и др.

Методы государственного регулирования бывают прямые и косвенные. Прямые — это непосредственное воздействие на экономические структуры: законы, законодательные акты, нормативные документы и др. Косвенные — методы опосредованного влияния на поведение субъектов хозяйственной деятельности: система налогообложения, управление ценами, оплата труда, они проявляются через систему экономического воздействия на экономику.

Источник: 
Карпей Т.В. - Экономика, организация и планирование промышленного производства. Изд. 4-е - 2004
Материалы по теме
Финансы государственных предприятий
Мамедов О., Германова О. и др. - Современная экономика - 2000
Концепция управления стоимостью компании
Финансовый менеджмент : учебник / коллектив авторов ; под ред. Н.И. Берзона и ТВ. Тепловой...
Государственный аппарат
Кашанина Т. В., Кашанин А. В. Основы российского права: Учебник для вузов. — 3-е изд.,...
Содержание финансовых отношений предприятия
П. Н. Шуляк. ФИНАНСЫ ПРЕДПРИЯТИЯ
Государственные ценные бумаги
Эриашвили Н. Д., Финансовое право
Государственная национальная политика
Государственная политика и управление. Учебник. В 2 ч. Часть I. Концепции и проблемы...
Государственное регулирование аудиторской деятельности
Ершова И.В - Предпринимательское право. Учебник
Факторы, влияющие на эффективность функционирования предприятия в условиях рынка
И. В. Сергеев, И. И. Веретенникова, ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИЙ (ПРЕДПРИЯТИЙ) 2005
Оставить комментарий