Основные категории рынка

Рыночная экономика охватывает своими отношениями производственное распределение, обмен, потребление общественного продукта. Пространство экономических действий рыночной экономики находится в рамках влияния объективных экономических законов в условиях определенной социально-экономической среды с выполнением правил, соблюдаемых большинством участников взаимоотношений. Свод основных рыночных правил, норм экономической деятельности и экономического поведения в условиях рыночных отношений представляет принципы рыночной экономики. К ним относятся:
принцип свободы хозяйственной деятельности. Каждый субъект вправе избрать для себя произвольную форму экономической, хозяйственной деятельности, кроме запрещенных законом ввиду их общественной опасности;
принцип всеобщности рынка. Он характеризует неизбежность проникновения товарно-денежных рыночных отношений во все сферы экономической деятельности;
принцип равноправия, рыночных субъектов с различными формами собственности;
принцип саморегулирования хозяйственной деятельности. В управлении задействуются такие рычаги саморегулирования, как свободные рыночные цены, налоги, пошлины, кредит, ссудный капитал, резервирование, процентные ставки, штрафы, валютный обмен, движение ценных бумаг во взаимодействии с денежными потоками;
принцип договорных отношений. Распространяет свое действие на взаимные поставки, закупки, обязательства;
принцип свободного (рыночного) ценообразования. Рыночные цены складываются в результате свободного торга между продавцом и покупателем с учетом рыночной конъюнктуры и определенной ценовой политики производителей и торговцев;
принцип децентрализации управления и самостоятельности. Проявляется в отсутствии устанавливаемого государственного обязательства по выполнению плана, замене его индикативным, советующим планом-прогнозом. Рыночная экономика не может быть децентрализована полностью. Она должна использовать единые законодательные акты и нормативные документы, подчиняться системе централизованного формирования и распределения значительной части финансовых ресурсов, работать в рамках действующей налоговой системы;
принцип экономической ответственности. Исходит из необходимости компенсации нанесенного ущерба его виновниками с учетом правовых и экономических гарантий. Нарушивший свои обязательства теряет статус полноценного и надежного партнера;
принцип государственного регулирования. Государство поддерживает общегосударственные интересы и противодействует стихийным регуляторам рынка. Оно гарантирует надежность работы рынка и способствует его вхождению в систему общественных отношений посредством законодательства, через государственное планирование, распределение, на основе утверждаемых правительством нормативных актов;
принцип конкурентности. Конкуренция рассматривается как стимул экономического прогресса. Выжить в конкурентной борьбе — • пшчит обойти конкурента, не уступить, не отстать от него;
принцип социальной защиты. Обеспечивается как системой государственного регулирования, так и хозяйствующими субъектами на основе применения различного рода компенсаторов в виде льгот, субсидий, рассрочек, предоставления товаров и услуг по сниженным цепам или бесплатно. Механизм социальной защиты не должен воздействовать отрицательно на людей, приводить к социальному иждивенчеству или наразитированию.

Реализация принципов рыночной экономики происходит в рамках взаимодействия категорий рынка: стоимость, цена, конкуренция, спрос и предложение.

Категория стоимости рассматривается в плане объективно действующего закона стоимости, регулирующего систему поведенческих отношений между товаропроизводителями и потребителями, систему распределения и стимулирования общественного труда в условиях товарного производства. Производство и обмен товаров осуществляется па основе их стоимости, которая измеряется общественно необходимыми затратами труда. Если затраты на производство товара будут выше тех, которые признал рынок, то под воздействием закона стоимости произойдет разорение предприятия, допустившего такую ситуацию. Закон стоимости активно воздействует на производителя, заставляя его снижать затраты, внедрять новые технологии для выпуска конкурентоспособной на рынке продукции.

Закон стоимости реализуется через закон цен. Цены могут быть выше, ниже или равны стоимости. Колебания цен происходят под влиянием различного рода факторов и в конечном итоге определяют дееспособность производителей в условиях рыночных взаимоотношений.

В рамках ценовых взаимоотношений возникает конкуренция. Ее рассматривают как соперничество между товаропроизводителями за лучшие, экономически более выгодные условия производства и реализации продукции, товаров, услуг. Различают следующие виды конкуренции: совершенная конкуренция, монополия, монополистическая конкуренция, олигополия.

Совершенная конкуренция существует в сферах деятельности, где действует достаточно много мелких продавцов и покупателей идентичного товара, когда ни один из них не в состоянии повлиять на его цену. Здесь цена определяется свободной игрой спроса и предложения. Этот тип рынка называют «рынок свободной конкуренции». Результатом такой конкуренции является политика стимулирования сбыта и создание новых форм и методов реализации товара.

Монополия — противоположность совершенной конкуренции. Здесь существует только один продавец, который производит товар, не имеющий близких заменителей. В условиях монополии производитель способен полностью контролировать объем предложения товара, выбирать любую цену в соответствии с кривой спроса, рассчитывая получить максимальную прибыль. Выбор цены предопределен прибылью, получаемой от продажи возможного количества товара по данной цене. Монополия, возникающая со стороны спроса, когда на рынке имеется только один покупатель при множестве продавцов, называют монопсотгией.

Монополистическая конкуренция — это относительно большое количество производителей, предлагающих похожую, но не идентичную продукцию. Каждая фирма продает особый тип товара, отличающийся качеством, оформлением, престижностью, благодаря чему у потребителя складываются «неценовые предпочтения». Производители, работающие на таком рынке, не являются крупными предприятиями, поэтому невелик и требующийся им начальный капитал. Это подстегивает их к вступлению в конкурентную борьбу с марками производимого здесь товара.

Олигополия является преобладающей формой современной рыночной структуры. На олигополистическом рынке конкурируют между собой несколько крупных фирм (от трех до пяти), и вступление на этот рынок новых фирм затруднено. Продукция, производимая фирмами, может быть как однородна, так и дифференцирована. Характерная особенность олигополистического рынка — зависимость поведения каждой фирмы от реакции и поведения конкурентов. Часто производители договариваются о сотрудничестве и заключают соглашение о дележе рынка. Например, картельное соглашение Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК).

Конкуренция в рыночной экономике реализуется в системе экономических законов и является эффективным двигателем прогресса и экономического роста. В Республике Беларусь механизм конкуренции не действует в полной мере, и надо полагать, что переход к рыночной экономике изменит ситуацию.

В развитии рыночных отношений особо важными связями выступают те, которые проявляют себя в сфере обмена и отражают соотношение и степень удовлетворения спроса и предложения.

Спрос — это платежеспособная потребность покупателей в данном товаре при данной цене. Каждой цене товара соответствует определенный спрос. Чем ниже цены, тем он больше и наоборот. Закон спроса придает поведению покупателей и продавцов объективную экономическую логику, что позволяет прогнозировать их реакцию на изменение цены.

Совокупность товаров, выносимых на рынок производителями, образует предложение, а назначаемая цена есть цена предложения. Между рыночной ценой и предложением существует прямая зависимость, которую определяют как закон предложения. Повышение цены стимулирует рост предложения, а снижение, наоборот, его уменьшение.

Спрос и предложение взаимосвязаны. Они служат для производителей ориентирами, куда направлять свои ресурсы и где производить необходимые товары.

Через изучение спроса, конъюнктуру рынка обеспечивается оптимальное соответствие между объемом и структурой спроса на товары и услуги и объемом и структурой их предложения.

Источник: 
Карпей Т.В. - Экономика, организация и планирование промышленного производства. Изд. 4-е - 2004
Темы: