Наличное денежное обращение

Безналичные платежи - это, как правило, удобно и организации. Но из любого правила есть исключения. Иногда организации удобнее расплатиться в наличной форме, например, при мелких разовых покупках. Кроме того, наличные деньги используются в расчетах с работниками.

Наличные платежи организаций также контролируются Банком России, хотя возможности такого контроля ограничены по объективным причинам. Платить налоги в нашей стране пока еще не очень любят, и государство это знает. Поэтому государство старается сделать так, чтобы организации как можно больше денежных расчетов выполняли в безналичной форме, для чего старается ограничить объем наличных платежей.

Контроль за наличными платежами Банк России возлагает на коммерческие банки, в которых организации открывают расчетные счета. Коммерческие банки обязаны утверждать своим клиентам допустимые остатки наличных денег на основании типовых расчетов, а организации обязаны представлять коммерческим банкам графики выдачи заработной платы, чтобы те дни, по которым в организации могут находиться денежные суммы сверх установленного лимита, были строго определены.

Если запас наличных денег у организации превышает установленный ей лимит, она обязана сдать излишек в коммерческий банк. Но в дни выдачи зарплаты в организации может находиться денежная сумма большего размера.

Банк России ограничивает возможности расчетов между организациями в наличной форме. В 2009 г. наличный расчет между юридическими лицами (а также между юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем) не превышал 100 тыс. руб. по одной сделке.

Правила налично-денежного обращения, установленные Банком России, довольно строгие. Но российские организации приспособились их обходить.

Если организация имеет денежную сумму, превышающую установленный лимит, а кассир эти деньги в банк не сдает, то он может просто выдать лишние деньги какому-нибудь работнику организации якобы для выполнения некоторого служебного задания. (Для этого, естественно, оформляются нужные документы с подписями руководителя и главного бухгалтера.) Работник вернет эти деньги, когда они понадобятся организации. А якобы полученное служебное задание он может и не выполнять.

Функцию контроля соблюдения организациями правил налично-денежного обращения Банк России возложил на коммерческие банки, в которых организации открывают расчетные счета. Но для коммерческих банков эта функция неестественна, организации для них в первую очередь -клиенты. По законам бизнеса клиента обижать нельзя. Если банк обнаружит нарушение, то он постарается помочь своему клиенту так, чтобы нарушение не было выявлено. Если организация открыла несколько расчетных счетов в разных коммерческих банках (а сейчас, как правило, так оно и есть), то она сама выбирает коммерческий банк, который будет ее контролировать. Если организации необходимо заплатить другой организации из своей кассы сумму, превышающую установленный лимит на наличные расчеты между юридическими лицами, то это можно сделать, не нарушая правила, следующим образом. Две организации заключают между собой несколько договоров, каждый на сумму в пределах лимита. После этого большой платеж оформляется как несколько платежей несколькими платежными документами по нескольким договорам. (Но на практике, как правило, организацию контролируют все банки, где она открыла расчетные счета, поскольку типовой договор на открытие счета оговаривает возможность такого контроля.) Тем не менее строгие правила налично-денежного обращения создают организациям некоторые неудобства. Поэтому в практике российских организаций некоторые денежные расчеты выносятся за пределы организаций. В результате некоторые платежи в пользу организаций на самом деле поступают в личное пользование физических лиц - собственников и руководителей организации, которые затем из своих же средств производят некоторые платежи в интересах организаций.

Источник: 
Крюков А.В, Бухгалтерский учет с нуля (бухучет для начинающих)-2010
Темы: