Понятие политики управления денежными потоками предприятия и предпосылки ее формирования

На современном этапе все большее число предприятий осознают необходимость сознательного перспективного управления формированием денежных потоков на основе научной методологии предвидения их направлений и видов, адаптации к общим целям экономического развития предприятия и изменяющимся условиям внешней среды. Эффективным инструментом долгосрочного управления денежными потоками предприятия, подчиненного реализации целей общего его развития в условиях происходящих существенных изменений макроэкономических показателей, системы государственного регулирования денежного оборота, конъюнктуры финансового и товарного рынков и связанной с этим неопределенностью результатов хозяйственной деятельности выступает политика управления денежными потоками.

Политика управления денежными потоками представляет собой часть общей экономической стратегии предприятия, обеспечивающая формирование приоритетных целей организации его денежного оборота и выбор наиболее эффективных путей их достижения.

Политику управления денежными потоками можно представить как генеральный план действий в сфере организации оборота денежных средств предприятия, определяющий приоритеты направлений и видов этих потоков, характер формирования и использования денежных ресурсов, обеспечивающих предусмотренное общее экономическое развитие предприятия. Резюмируя вышеизложенное, можно констатировать, что политика управления денежными потоками представляет собой системную концепцию, связующую развитие операционной, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия.

Процесс разработки политики управления денежными потоками является важнейшей составной частью общей системы стратегического выбора предприятия, основными элементами которого являются миссия, общие стратегические цели развития, система функциональных стратегий в разрезе отдельных видов деятельности, способы формирования и распределения денежных ресурсов. При этом политика управления денежными потоками находится в определенной соподчиненности с другими элементами стратегического выбора предприятия. Иерархия такой соподчиненности в наиболее общем виде представлена на рис. 3.1.

Понимание взаимосвязи политики управления денежными потоками с другими важнейшими элементами стратегического выбора предприятия позволяет более эффективно строить процесс ее разработки.

Актуальность разработки политики управления денежными потоками предприятия определяется рядом условий.

Важнейшим из таких условий является интенсивность изменения факторов внешней экономической среды. Высокая динамика основных макроэкономических показателей, темпы технологического прогресса, частые колебания конъюнктуры финансового и товарного рынков, непостоянство государственной налоговой и инвестиционной политики и форм регулирования денежного оборота не позволяют эффективно управлять денежными потоками предприятия на основе лишь ранее накопленного опыта и традиционных методов финансового менеджмента. В этих условиях отсутствие разработанной политики управления денежными потоками, адаптированной к возможным изменениям факторов внешней экономической среды, может привести к тому, что управленческие решения отдельных структурных подразделений предприятия в этой сфере будут носить разнонаправленный характер, приводить к возникновению противоречий и снижению эффективности хозяйственной деятельности в целом.

Одним из условий, определяющих актуальность разработки политики управления денежными потоками предприятия, является его предстоящий переход к новой стадии жизненного цикла. Каждой из стадий жизненного цикла предприятия присущи характерные ей объемы денежных потоков, их направления и виды, особенности формирования и распределения денежных средств. Разрабатываемая политика управления денежными потоками позволяет заблаговременно адаптировать хозяйственную деятельность и денежный оборот предприятия к предстоящим кардинальным изменениям возможностей его экономического развития.

Наконец, существенным условием, определяющим актуальность разработки политики управления денежными потоками, является кардинальное изменение целей операционной деятельности предприятия, связанное с открывающимися новыми коммерческими возможностями. Реализация таких целей требует изменения производственного ассортимента, внедрения новых производственных технологий, освоения новых рынков сбыта продукции, т.е. существенного возрастания инвестиционной активности предприятия и объемов привлекаемых финансовых ресурсов. В этих условиях существенно изменяются направления и виды денежных потоков предприятия, которые должны носить прогнозируемый характер и обеспечиваться разработкой четко сформулированной политикой управления ими.

Разработка политики управления денежными потоками предприятия на современном этапе базируется на методологических подходах новой концепции управления — "стратегического управления", — активно внедряемой с начала 70-х годов в корпорациях США и большинства стран Западной Европы. Концепция стратегического управления отражает четкое стратегическое позиционирование предприятия (включая и позицию организации его денежных потоков), представленное в системе принципов и целей его функционирования, механизме взаимодействия субъекта и объекта управления, характере взаимоотношений между элементами хозяйственной и организационной структуры и формах адаптации к изменяющимся условиям внешней среды.

Стратегическое управление возникло на основе развития методологии стратегического планирования, которое составляет его сущностную основу. В отличие от обычного долгосрочного планирования, основанного на концепции экстраполяции сложившихся тенденций развития, стратегическое планирование учитывает не только эти тенденции, но и систему возможностей и опасностей развития предприятия, возникновение чрезвычайных ситуаций, способных изменить сложившиеся тенденции в предстоящем периоде.

Основанная на новой парадигме разработка политики управления денежными потоками базируется на предварительной идентификации достигнутого стратегического уровня предприятия. В процессе такой идентификации должно быть получено четкое представление о следующих параметрах, характеризующих возможности и ограничения развития денежного оборота предприятия:
1. Каков уровень стратегического мышления собственников, управляющих и менеджеров предприятия?
2. Каков уровень знаний менеджеров предприятия (их информативной осведомленности) о состоянии и предстоящей динамике важнейших элементов внешней экономической среды?
3. Какими денежными ресурсами располагает предприятие, каковы возможности перспективного их формирования, как обеспечена их противоинфляционная защита в процессе накопления?
4. Соответствует ли уровень деловой активности предприятия текущим и перспективным требованиям его развития, насколько полно используется потенциал формирования его развития, насколько полно используется потенциал формирования его денежных ресурсов?
5. Имеется ли на предприятии целостная стратегическая концепция в виде миссии, общей стратегии, системы функциональный стратегий; в какой мере эта стратегическая концепция структурирована в разрезе отдельных хозяйственных подразделений?
6. Какова эффективность действующих на предприятии систем анализа, планирования и контроля денежных потоков; в какой мере они ориентированы на решение стратегических задач?
7. Соответствует ли организационная структура управления хозяйственной деятельностью предприятия задачам его перспективного развития?
8. Каков уровень деловой культуры менеджеров, управляющих денежными потоками, насколько тесно он корреспондирует с организационной культурой предприятия в целом.

Идентификация этих параметров позволяет непо средственно перейти к разработке политики управле ния денежными потоками предприятия.

Источник: 
Бланк И.А. - Управление денежными потоками (Библиотека финансового менеджера)