Деньги как мера стоимости

Деньги как мера стоимости [standart of value]. Содержание этой функции состоит в том, что деньги служат "единицей счета" [unit of account], используемой в экономике отдельных стран для измерения и сравнения стоимостей различных видов товаров и услуг. В этом своем качестве деньги выступают как всеобщий стоимостной эквивалент.

Функция денег как меры стоимости в экономической теории была сформулирована одной из первых. Еще Аристотель в своем трактате "Никомахова этика" отмечал: "Все, что участвует в обмене должно быть каким-то образом сопоставимо... Для осуществления обмена должна существовать какая-то единица (измерения), причем основанная на условности". Такой условной единицей измерения ("единицей счета") в результате длительной эволюции форм стоимости был принят один товар, определяемый как деньги. Роль этого товара была возложена первоначально на благородные металлы — золото и серебро в силу их особых естественных свойств (качественная однородность, количественная делимость, сохраняемость, портативность и др.). В дальнейшем развитии обмена эту роль начали выполнять бумажные деньги.

В каждой стране установлена собственная денежная единица, выступающая "единицей счета" или мерой стоимости для всех обращающихся на рынке товаров и услуг. Наличие такой денежной единицы позволяет экономическим контрагентам сравнивать относительные их стоимости в процессе совершения сделок.

Механизмом реализации функции денег как меры стоимости является устанавливаемый государством "масштаб цен". На первоначальном этапе денежного обращения масштаб цен количественно определял весовое количество золота (серебра), эквивалентное каждой денежной единице. Соответственно цена каждого товара (услуги) выражалась в определенном количестве золота (серебра), соответствующем установленному числу денежных единиц. После того как золото было выведено из обращения и заменено бумажными деньгами, каждая страна начала устанавливать золотое содержание своей денежной единицы (т.е. каждая денежная единица была приравнена к конкретному весовому количеству золота). Как "единица счета" денежная единица отражает соответствующую покупательную способность денег.

Несмотря на то, что масштаб цен устанавливается каждым государством для своей денежной единицы, функция денег как меры стоимости проявляется не только на национальном, но и на мировом рынке. Механизм реализации этой функции на мировом рынке связан с переводом одной национальной валюты в другую, т.е. с переходом из одного масштаба цен в другой (при условии взаимной конвертируемости национальных валют).

Важность функции денег как меры стоимости ("единицы счета") можно понять при рассмотрении особенностей экономики бартерного типа, в которой эта функция не выполняется. В такой экономике обмен товарами осуществляется путем выражения стоимости одних товаров в количестве товаров-контрагентов (соответственно выражается и цена обмениваемых товаров). Для осуществления обмена только 10 товаров на рынке необходимо было бы установить 45 разновидностей цен в товарном эквиваленте, а для взаимного обмена одной тысячи товаров количество таких разновидностей цен составило бы около 500 тысяч.

Приведенные примеры показывают, что даже для предприятий, выпускающих относительно небольшое число товаров и использующих узкую номенклатуру сырья и материалов расчет цен в товарном эквиваленте при бартерном обмене требует довольно высоких затрат времени. Для предприятий же с широким профилем выпускаемой продукции и потребляемого сырья и материалов эти затраты возрастают в геометрической прогрессии. Из этого можно сделать вывод, что реализация функции денег как меры стоимости ("единицы счета") позволяет отдельным хозяйствующим субъектам существенно снизить трансакционные издержки (затраты, связанные с осуществлением сделок) за счет сокращения числа устанавливаемых цен в сравнении с числом цен в товарном эквиваленте при бартерном обмене.

На выполнение деньгами функции меры стоимости не оказывают влияния происходящие в стране инфляционные процессы. Под влиянием инфляции изменяется лишь масштаб цен, в которых оценивается относительная стоимость товаров и услуг, а также связанная с этим изменением девальвация (официальное уменьшение золотого содержания) или ревальвация (официальное увеличение золотого содержания) национальной денежной единицы.

Источник: 
Бланк И.А. - Управление денежными потоками (Библиотека финансового менеджера)
Темы: