Понятие предмета и метода бухгалтерского учета

Содержание хозяйственных процессов, а также состав средств и источников их образования позволяют определить понятие предмета бухгалтерского учета.

Объектом бухгалтерского учета является имущество юридического лица, находящееся в виде средств и обязательств, движение этого имущества посредством хозяйственных операций, а также результаты деятельности.

К важнейшим объектам бухгалтерского учета любой организации относятся:  основные средства, нематериальные активы, материалы, денежные средства, затраты на производство продукции, выполнение работ и оказание услуг, готовая продукция, товары и их реализация, расчетно-кредитные операции, финансовые результаты и т. д.

То, что является объектом бухгалтерского учета, что в нем отражается, раскрывает содержание предмета бухгалтерского учета, а то, как ведется учет, с помощью каких основных приемов и способов он осуществляется, характеризует его метод.

Метод бухгалтерского учета реализуется в виде следующих способов и приемов:

  • документации,
  • инвентаризации,
  • бухгалтерского баланса,
  • системы синтетических и аналитических счетов с применением метода двойной записи,
  • оценки имущества и обязательств,
  • калькуляции и отчетности.

Рассмотрим их.

Документация — это первичная регистрация хозяйственных операций с помощью документов в момент и в местах их совершения.

Документация позволяет осуществлять сплошное наблюдение за хозяйственными процессами.

Обязательным условием отражения хозяйственных операций в.бухгалтерском учете является оформление их первичными документами, обладающими определенными характеристиками и отвечающими соответствующим предъявляемым к.ним требованиям (они должны быть достоверными, ясными, объективными и др.)- При автоматизированной организации учета с помощью ПЭВМ роль первичных документов выполняют такие носители информации, как магнитные ленты, диски и др., удостоверяющие факт выполнения хозяйственной операции. От правильного заполнения первичных документов в значительной мере зависит качество бухгалтерского учета (правдивость и объективность).

Инвентаризация — способ проверки соответствия фактического наличия имущества данным бухгалтерского учета. Осуществляется она с целью обеспечения достоверности показателей бухгалтерского учета и сохранности имущества юридического лица.

Инвентаризации подлежат основные средства, товарно-материальные ценности, денежные средства, расчеты, незавершенное производство, незавершенное строительство, товары торговых предприятий и др.

Инвентаризация проводится в установленные сроки, при смене материально ответственных лиц, по требованию аудиторов, следственных органов и т. п.

Бухгалтерский баланс — способ экономической группировки и обобщения информации об имуществе, источниках его образования и обязательствах юридического лица в денежной оценке на определенную дату.

Как правило, бухгалтерский баланс составляется на 1-е число месяца, квартала, года. В нем показываются одни и те же хозяйственные средства, которые сгруппированы по разным признакам:

  • по составу и размещению (актив баланса);
  • по источникам образования и целевому назначению (пассив баланса).

Поэтому обе части бухгалтерского баланса (актив и пассив) равны между собой.
Таким образом, баланс позволяет осуществлять наблюдение за состоянием хозяйственных средств и их использованием у юридического лица.

Система счетов и двойная запись — прием, который означает, что группировка имущества, источников его образования, обязательств и хозяйственных операций в бухгалтерском учете осуществляется, кроме балансового метода, также и с помощью системы счетов с применением метода двойной записи.

Счет — это экономическая группировка (в виде таблицы), в которой систематизируется и накапливается текущая информация о состоянии имущества, источниках его образования, хозяйственных операциях. Являясь элементом метода бухгалтерского учета, счета имеют важное значение для систематизации и группировки хозяйственных операций по однородным экономическим признакам.

Двойная запись — способ регистрации хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета. Данный способ заключается в том, что каждая хозяйственная операция записывается не менее чем в двух счетах бухгалтерского учета в равных суммах.

Оценка представляет собой способ выражения в денежном измерении имущества юридического лица и его источников. Реальность и правильность оценки имущества юридического лица и его источников имеют важнейшее значение для построения всей системы бухгалтерского учета. В основу оценки имущества должны входить реальные затраты, выраженные в денежном измерении.

В целях сопоставимости оценка имущества и его источников для отражения в балансе должна проводиться единообразно на всех предприятиях, что достигается соблюдением установленных положений и правил оценки. Например, действующими нормативными документами установлено, что в бухгалтерском балансе основные средства, так же как и нематериальные активы, показываются по остаточной стоимости; производственные запасы оцениваются по фактической стоимости их приобретения и заготовления; готовая продукция  по фактической производственной стоимости и т. д.

Калькуляция — способ группировки затрат и определения себестоимости. Исчисление себестоимости продукции (работ, услуг) — способ определения (плановых и фактических) затрат организации в денежной форме на единицу продукции (работ, услуг).

Отчетность юридического лица представляет собой систему показателей, характеризующих его производственно-хозяйственную и финансовую деятельность за определенный период.

В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» бухгалтерская отчетность — единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.

Используются показатели отчетности для статистического и финансового анализа состояния предприятия, подготовки, обоснования и принятия соответствующих управленческих решений, для оценки положения предприятия (фирмы) на рынке и в других целях.

Способы и приемы бухгалтерского учета, составляющие его методологию, взаимосвязаны и взаимообусловлены. В результате их применения обеспечивается непрерывное, сплошное и документально обоснованное отражение в системном бухгалтерском учете учитываемых объектов в денежном, трудовом и натуральном измерителях (показателях), однородная группировка имущества, источников его образования, хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета. Взаимосвязанное отражение этого имущества, источников его формирования и хозяйственных операций при помощи метода двойной записи на счетах, периодическое сопоставление фактического наличия имущества и обязательств с учетными данными позволяют получить достоверные итоговые систематизированные отчетные показатели.

Ключевые слова: Бухучет
Источник: Бородина В.В., Родионова Н.П. - Теория бухгалтерского учета (Высшее образование)
Материалы по теме
Сущность, классификация и характеристика бухгалтерских документов
Основы бухгалтерского учета : учебник и практикум для СПО / Т. В. Ворон- ченко. — 2-е изд...
Современные парадигмы и тенденции развития бухгалтерского учета
Основы бухгалтерского учета : учебник и практикум для СПО / Т. В. Ворон- ченко. — 2-е изд...
Положения (стандарты) бухгалтерского учета
Теория бухгалтерского учета, Захарьин В.Р. Учебник
Необходимость и сущность документирования в бухгалтерском учете
Бородина В.В., Родионова Н.П. - Теория бухгалтерского учета (Высшее образование)
Права и обязанности главных бухгалтеров
Пошерстник Н.В. - Бухгалтерский учет на современном предприятии - 2007
Виды хозяйственного учета и учетных измерителей
Основы бухгалтерского учета : учебник и практикум для СПО / Т. В. Ворон- ченко. — 2-е изд...
Документооборот и график документооборота в бухучете
Основы бухгалтерского учета : учебник и практикум для СПО / Т. В. Ворон- ченко. — 2-е изд...
Международная гармонизация и стандартизация учета и отчетности
Основы бухгалтерского учета : учебник и практикум для СПО / Т. В. Ворон- ченко. — 2-е изд...
Оставить комментарий