Учебные пособия онлайн

Характер помещенных в учебнике задач обеспечивает различные формы организации деятельности учащихся: индивидуальную, групповую, фронтальную. Благодаря этому они приучаются к сотрудничеству в различных условиях ее организации, у них формируются навыки межличностного общения. Обязательно в конце темы или раздела содержат итоговые вопросы и задания, которые служат материалом для проверки усвоенного. Это могут быть проблемные вопросы учащихся, загадки, пословицы, задачи, касающиеся формирования специальных умений, работы с иллюстрациями, определенным фрагментом текста.

Особое внимание уделяется проблемным вопросом, на которые нет прямого ответа в тексте активизирует поисковую интеллектуальную деятельность учащихся, способствуя лучшему пониманию текста и познавательном развитии умственно отсталых детей.

Аппарат ориентирования помогает рационально пользоваться учебником. Его составляющими являются предисловие, содержание учебного материала учебника (лучше, когда он представлен в начале учебника), рубрикация, сигналы-символы, указатели. Предисловие знакомит с особенностями построения учебника, предлагает рациональные способы его использования. Достопримечательности, образцы рассуждений, алгоритмы выполнения заданий направлены на формирование познавательных умений и навыков. В памятниках раскрывается содержание последовательности действий, необходимых для выполнения задания, последовательность мыслительных операций, описание приемов мышления. Все составляющие аппарата ориентирования выделяются разными цветами, разным шрифтом.

Особая роль в учебнике принадлежит иллюстративном материала, учитывая значение наглядности для понимания и усвоения словесной информации умственно отсталыми детьми.

Иллюстративный материал учебника онлайн подбирается с учетом требований доступности возрастным и психофизическим возможностям ученика, соответствия цели, задачам и методическим особенностям изучения темы. В учебниках для умственно отсталых учащихся иллюстративный материал используется с опорой на его жанровые признаки. Так, в учебниках для младших школьников предпочтение отдается предметным и сюжетным рисункам, для старших - жанровое разнообразие иллюстративного материала охватывает наряду с предметными и сюжетными иллюстрациями репродукции с картин известных художников, разнообразные схемы, планы, диаграммы, графики, таблицы.

Иллюстративный материал влияет на ученика как в учебном, так и в интеллектуальном и эмоциональном плане. Отвечая содержания учебного материала учебника, иллюстрации несут не только информацию, обеспечивает усвоение представленных в тексте знаний, но и дополнительные сведения. Они способствуют формированию умений наблюдать, осмысливать увиденное, сочетать его с прочитанным, воспроизводить в вербальной форме, оптимизирует формирование коммуникативных умений. Посредством изображения предмета, с соответствующим названием, иллюстрация раскрывает значение слова. Обогащая чувственное восприятие умственно отсталого ученика наглядными образами, иллюстративный материал способствует правильности усваиваемой информации, формированию целостных образов предметов как продуктов субъективного психического отражения реальной действительности.

Как основа для формирования понятий, иллюстративный материал оптимизирует усвоение знаний и запоминания информации, мотивацию учебной деятельности.

Схематическая наглядность (схемы, диаграммы, таблицы) способствует развитию абстрактного мышления, обеспечивает моделирование содержания изучаемого материала, благодаря чему ученик овладевает производительными видами деятельности, в частности аналитической, планировочной, оценочной.

Содержащиеся в пособиях для подготовительного класса и в учебниках для первого класса иллюстрации выступают как самостоятельный носитель информации, раскрывая обучающую функцию, поскольку ребенок еще не умеет читать.

Требования относятся к смысловому наполнению иллюстраций. Так, для младших школьников иллюстрации реалистичные, соответствуют содержанию текста в целом или каком-то эпизода, яркие, с преобладанием красного, зеленого и желтого и коричневого цветов. Для старших учеников цветовая гамма иллюстраций более сдержанная. Преобладают фиолетовый, оранжевый, черный цвета.

Содержание образования раскрывается и в учебных пособиях онлайн: тетрадях с печатной основой, сборниках задач и упражнений, хрестоматиях. Учебный материал пособий тесно связан с материалом учебников, поскольку целью пособий является решение конкретных задач обучения. Так, тетради с печатной основой предназначены для самостоятельной работы учащихся, содержат ряд различных примеров и задач, предназначенных для выполнения домашних и классных работ. Хрестоматии содержат отрывки или небольшие сочинения по литературе, которые расширяют, уточняют, дополняют объем знаний, указанных программой.

Материал учебных пособий подается в интересной, увлекательной, доступной детям форме. Кроме типовых упражнений и задач, это могут быть несложные ребусы, кроссворды, " плутанки " и т.п.. Учебный материал выполняет в основном тренировочную, информационную и контрольно-проверочной функции.

Как и учебники, учебные пособия онлайн учитывают уровень развития познавательных возможностей учащихся (особенности восприятия, мышления, памяти), способствуют развитию познавательного и практического интереса, формируют потребность в знаниях и практической деятельности.
автор: О.В. Ткачук.

Темы: