Система цен и их классификация

Система цен характеризует собой взаимосвязь и соотношение различных видов цен. Она состоит из различных элементов, среди которых можно выделить как отдельные цены, так и определенные их группы.

Взаимосвязь цен обусловлена зависимостью отдельных предприятий, производств и отраслей, единым процессом формирования затрат на производство и другими факторами. Поэтому повышение или понижение одной цены может вызвать изменения в уровне других цен. Особую роль при этом играют такие отрасли, как энергетика, транспорт, связь и др. Повышение цен в этих отраслях приводит к их росту во всех других, поскольку продукция этих отраслей применима повсеместно. В свою очередь, рост цен в остальных отраслях возвращается в форме более дорогого оборудования, транспортных средств и т. д.

Цены, действующие в рыночной экономике страны, классифицируют по следующим основным признакам.

По характеру обслуживаемого оборота выделяют:

  • оптовые цены на продукцию промышленности, по которым предприятия реализуют произведенную продукцию другим предприятиям и сбытовым организациям;
  • закупочные цены, по которым производители сельскохозяйственной продукции реализуют ее фирмам, промышленным предприятиям для дальнейшей переработки;
  • цены на строительную продукцию, включающие сметную стоимость, усредненную сметную стоимость, договорные цены;
  • розничные цены, по которым торговые организации реализуют продукцию населению, предприятиям, организациям;
  • тарифы грузового и пассажирского транспорта;
  • тарифы на платные услуги населению,
  • цены, обслуживающие внешнеторговый оборот;
  • трансфертные цены, по которым внутренние подразделения или филиалы интегрированной фирмы обмениваются между собой факторами производства и продуктами.

Любая цена включает ряд взаимосвязанный элементов. Соотношение отдельных элементов цены, выраженное в процентах, представляет собой структуру цены, которая позволяет судить о значимости элементов цены и их уровне.

Основу цены продукции составляет ее себестоимость. Она характеризует текущие издержки предприятия по производству и реализации продукции. Любое предприятие стремится к тому, чтобы полностью возместить затраты, связанные с выпуском продукции, и получить достаточную сумму прибыли.

Состав затрат по производству и реализации продукции определен гл. 25 НК РФ и ПБУ 10/99. Для целей бухгалтерского учета состав затрат определяется по полному кругу затрат, который и является нижней границей цены предложения товара. Для целей налогообложения используют так называемые откорректированные затраты, в состав которых отдельные виды расходов (например, представительские расходы, расходы на рекламу, обучение, страхование и др.) включаются в пределах норм, утвержденных в установленном порядке.

При обосновании цены конкретной продукции разрабатывается калькуляция себестоимости единицы изделия. Перечень статей затрат в калькуляции, а также их состав и порядок распределения по видам продукции и центрам затрат определяются отраслевыми методическими указаниями по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции.

Любое предприятие стремится получить максимально возможную прибыль. Прибыль предприятия должно обеспечивать не только финансирование текущих расходов (например, материальная помощь работникам, надбавки к пенсиям работающим на предприятии, единовременные пособия уходящим на пенсию ветеранам труда, дивиденды по акциям и т. д.), но и развитие предприятия.

Государство также заинтересовано в увеличении прибыли предприятий, поскольку рост прибыли обеспечивает большую наполняемость доходной части бюджетов разных уровней.

Относительным показателем прибыли является рентабельность. Различают различные показатели рентабельности: продукции, продаж, активов, собственных средств и др. С точки зрения ценообразования наиболее важным показателем рентабельности является рентабельность продукции. Она определяется отношением сальдированного финансового результата (прибыль минус убыток) от реализации продукции к себестоимости реализованной продукции. В том случае, если получен отрицательный сальдированный финансовый результат от реализации продукции, имеет место убыточность. Этот показатель характеризует эффективность выпуска продукции, так как отражает взаимосвязь массы прибыли, полученной от реализации продукции, и использованных на ее производство затрат. В табл. 16.1 показана динамика рентабельности продукции и активов по основным отраслям экономики.


Анализ данный табл. 16.1 показывает, что как рентабельность продукции, так и рентабельности активов имеют тенденцию к снижению. Рентабельности продукции в целом по экономике за 1992— 2002 гг. снизилась в 2,7 раза. Для большинства отраслей также характерна данная тенденция. Рост рентабельности услуг отмечается лишь на транспорте и в связи. Что касается уровня рентабельности продукции, то он колеблется от 1% в сельском хозяйстве до 33,4% в связи и говорит о том, что далеко не все отрасли обеспечивают достаточный уровень прибыльности.

Важное место в структуре цены занимают налоги, которые формируют доходы бюджетов разных уровней и внебюджетных фондов.

Единый социальный налог имеет целевое назначение и выступает источником формирования социальных внебюджетных фондов - Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, Фонда обязательного медицинского страхования.

Кроме социального налога, выделяют целый ряд как прямых, так и косвенных налогов.

К косвенным налогам относятся налоги на продукцию и услуги, включаемые в цену товара или тариф. Косвенные налоги являются налогами на потребителя, который оплачивает их при покупке товаров. К косвенным налогам относятся налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины и др.

Прямые налоги устанавливаются на доходы или имущество физических или юридических лиц. К таким налогам относятся налог на доходы с физических лиц, налог на прибыль предприятий, налог на имущество организаций, земельный налог, лесной налог и др.

Наценки посреднических и торговых организаций обеспечивают им возмещение затрат, связанных с продвижением продукции от производителей к потребителям, и получение определенной суммы прибыли.

Возмещение издержек оптовой торговли осуществляется с помощью снабженческо-сбытовых надбавок, которые включают затраты и прибыль. В составе снабженческо-сбытовых надбавок учитываются расходы по закупке, хранению, транспортировке и реализации продукции, а также необходимая для нормальной деятельности этих организаций прибыль.

Расходы по реализации товаров различными торговыми предприятиями возмещаются через торговую надбавку. Торговая надбавка включает издержки розничного продавца, а также прибыль.

Чем больше посредников участвует в реализации товара, тем выше издержки обращения и соответственно выше уровень продажной цены. В связи с этим создание крупных оптово-торговых фирм способствует удешевлению товародвижения.

В зависимости от сферы регулирования различают:

  • свободные цены, которые устанавливаются производителями продукции и услуг на основе спроса и предложения. При этом покупатель и продавец ни до, ни после совершения сделки купли-продажи не связаны никакими обязательствами;
  • договорно-контрактные цены, которые устанавливаются по соглашению сторон. При этом продавец и покупатель, заключая договор-контракт, принимают на себя определенные обязательства;
  • цены в условиях частичной или полной монополизации рынка, которые вынуждают одну или обе стороны принимать какие-то принудительные условия;
  • регулируемые цены — цены, устанавливаемые под контролем государства или отдельный субъектов Федерации. Различают прямые и косвенные методы регулирования. Прямое регулирование осуществляется путем установления фиксированных цен, предельных цен, надбавок, предельных коэффициентов изменения цен, предельного уровня рентабельности. Косвенное регулирование предполагает воздействие на цены через изменение налогов и процентных ставок.

В Российской Федерации государственное регулирование ценообразования осуществляется на основании Указа Президента РФ от 28.02.1995 г. № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)». Этим Указом определены перечни продукции и услуг, по которым осуществляется государственное регулирование цен.

Государственное регулирование цен и тарифов в отраслях, относящихся к естественным монополиям, осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О естественных монополиях» (от 17.08.1995 г. № 147-ФЗ) В этих отраслях развитие конкуренции невозможно или неэффективно, что вызывает необходимость государственного регулирования их деятельности.

В зависимости от территории действия различают:

  • единые, или поясные, цены;
  • региональные (зональные) цены.

Единые цены устанавливаются и регулируются федеральными органами исполнительной власти. Региональные цены устанавливаются органами исполнительной власти регионов и учитывают природно-климатические, географические, социально-экономические условия и особенности отдельных территорий. В соответствии с Указом Президента РФ «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» определены перечни продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, по которым федеральным органам исполнительной власти, а также органам исполнительной власти субъектов РФ предоставляется право вводить государственное регулирование цен, тарифов и надбавок.

Единые (поясные) регулируемые цены устанавливаются на следующие виды продукции и услуг:

  • газ природный (кроме реализуемого населению и жилищно-строительным кооперативам);
  • продукция ядерно-топливного цикла;
  • электроэнергия и теплоэнергия, тарифы на которые регулируются Федеральной энергетической комиссией;
  • продукция оборонного производства;
  • драгоценные металлы и сплавы;
  • перевозки грузов, погрузочно-разгрузочные работы на железнодорожном транспорте;
  • перевозки пассажиров, багажа, грузоперевозок и почты на железнодорожном транспорте (кроме перевозок в пригородном сообщении) и др.

В компетенцию органов исполнительной власти субъектов РФ входит регулирование цен на следующие виды продукции и услуг:

  • газ природный, реализуемый населению и жилищным кооперативам;
  • электроэнергия и теплоэнергия, тарифы на которые регулируются региональными энергетическими комиссиями;
  • топливо твердое, топливо печное бытовое и керосин, реализуемые населению;
  • оплата населением жилья и коммунальный услуг и др.

В зависимости от метода включения транспортных расходов в цену товара выделяют:

  • цену «франко-склад поставщика»;
  • цену «франко-станция отправления»;
  • цену «франко-склад потребителя» и др.

Система франкирования показывает, до какого пункта по пути продвижения товара от продавца к покупателю продавец возмещает транспортные расходы, они соответственно включаются в цену товара.

Так, цена «франко-склад поставщика» означает, что все расходы по доставке продукции несет покупатель. В цену «франко-станция отправления» продавец включает расходы по доставке продукции на станцию отправления. Цена «франко-склад потребителя» означает, что все расходы по доставке продукции оплачивает поставщик.

По времени действия цены подразделяются на:

  • твердые (постоянные), которые не меняются в течение всего срока действия контракта;
  • текущие, меняющиеся в рамках одного контракта и отражающие изменение ситуации на рынке;
  • сезонные, действующие в пределах определенного периода времени;
  • скользящие, устанавливаемые на изделия с длительным сроком изготовления. Эти цены позволяют учитывать изменения в издержках производства за период времени, необходимый для их изготовления;
  • постоянные, срок действия который не оговорен.

В классификации цен отдельно выделяются цены, используемые в статистике.

  • текущие;
  • средние;
  • сопоставимые;
  • неизменные.

Статистические цены являются обобщенными, агрегированными. Они позволяют анализировать и выявлять тенденции в динамике цен, устанавливать изменения в динамике физических объемов производства и реализации товаров, а также осуществлять анализ стоимостных показателей. Кроме этого, существуют так называемые мировые цены.

Мировые цены — это цены, по которым проводятся крупные экспортные и импортные операции, достаточно полно характеризующие состояние международной торговли конкретными товарами.

На практике мировые цены определяются по одним товарам (обычно сырьевым) уровнем цен стран-экспортеров или импортеров; по другим — ценами бирж, аукционов; по готовым изделиям — обычно ценами ведущих в мире производителей, специализирующихся на изготовлении продукции данного вида.

По ряду товаров мировыми являются

  • на пшеницу — экспортные цены Канады;
  • на нефть — экспортные цены стран — членов ОПЕК;
  • на пиломатериалы — экспортные цены Швеции;
  • на каучук — цены сингапурской биржи;
  • на цветные металлы — цены Лондонской биржи цветных металлов;
  • на пушнину — цены Лондонского и Санкт-Петербургского аукционов;
  • на чай — цены аукционов в Калькутте, Коломбо, Лондоне. Существует классификация цен и по другим признакам.
Ключевые слова: Цена
Источник: И. В. Сергеев, И. И. Веретенникова, ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИЙ (ПРЕДПРИЯТИЙ) 2005
Материалы по теме
Цены в условиях конкуренции
Панкрухин А.П., Маркетинг. Учебник
Ценовая дискриминация
А.С.Булатов, Экономика
Регулирование цен
Экономика, организация и управление предприятием., Н. Л. Зайцев
Ценовая и неценовая конкуренция
Азоев Г.Л., Конкурентные преимущества фирмы
Ценовые и неценовые факторы
А.С.Булатов, Экономика
Порядок формирования цен
Экономика, организация и управление предприятием., Н. Л. Зайцев
Ценовые войны
Азоев Г.Л., Конкурентные преимущества фирмы
Назначение цены продукции
Волкова. Управленческий учет
Оставить комментарий