Важным рычагом воздействия на предпринимательскую деятельность субъектов хозяйствования и экономику страны является инвестиционная политика государства. С ее помощью государство непосредственно может воздействовать на темпы и объемы производства, уровень инфляции, ускорение НТП, изменение структуры общественного производства и решение многих социальных проблем.
Анализ показал, что в научной экономической литературе сущность инвестиционной политики слабо освещена и в научном плане должным образом не проработана. Не уделяется соответствующего практического внимания инвестиционной политике как на макро-, так и на микроуровне. С момента перехода экономики РФ на рыночные отношения государство до сих пор так и не выработало инвестиционной политики, адекватной этому периоду. Она отсутствует и в большинстве субъектов РФ, а также на уровне отдельных фирм, предприятий, организаций. Все это отрицательно отразилось на инвестиционной деятельности и экономике страны.
В зависимости от масштабности следует различать:
- инвестиционную политику на макроуровне;
- инвестиционную политику на региональном уровне;
- инвестиционную политику на уровне предприятия.
Под инвестиционной политикой государства понимается комплекс целенаправленных мероприятий, проводимых государством для создания благоприятных условий всем субъектам хозяйствования с целью оживления инвестиционной деятельности и подъема национальной экономики, повышения эффективности инвестиций и решения социальных задач.
Конечной целью инвестиционной политики государства является подъем экономики, повышение эффективности производства и решение социальных проблем.
В общем плане государство может влиять на инвестиционную активность при помощи самых различных рычагов: кредитно-финансовой и налоговой политики, предоставления самых различных налоговых льгот предприятиям, вкладътающим инвестиции на реконструкцию и техническое перевооружение производства; амортизационной политики; путем создания благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций; научно-технической политики и др.
Амортизационная политика тесно связана с научно-технической и инвестиционной политикой государства. Устанавливая порядок начисления и использования амортизационных отчислений, государство тем самым регулирует темпы и характер воспроизводства и в первую очередь скорость обновления основных фондов.
При разработке амортизационной политики государство должно придерживаться следующих принципов.
- Своевременность и правильность осуществления переоценки основных фондов, особенно в условиях инфляции.
- Нормы амортизации должны быть дифференцированными в зависимости от функционального назначения основных фондов и объективно учитывать их моральный и физический износ.
- Нормы амортизации должны быть достаточными не только для простого воспроизводства, но и способствовать расширенному воспроизводству.
- Амортизационные отчисления на предприятиях всех форм собственности и организационно-правовых форм хозяйствования должны использоваться только исходя из их функционального назначения.
- Возможность осуществления всеми предприятиями ускоренной амортизации.
- Амортизационная политика должна способствовать обновлению основных фондов и ускорению НТП.
- Предоставление больших прав коммерческим организациям в области проводимой ими амортизационной политики.
Проводя правильную амортизационную политику, государство тем самым позволяет предприятиям иметь достаточные инвестиционные средства не только для простого, и в определенной мере для расширенного воспроизводства основных фондов.
Инвестиционная политика является составной частью экономической и социальной политики государства, и поэтому она должна способствовать их реализации.
В современных условиях, когда Россия теряет свои позиции в научно-технической области, еще раз следует напомнить, что ускорение НТП является важнейшим фактором подъема национальной экономики и превращения страны в мощное индустриальное государство. Так, например, выход Японии на самые передовые позиции в мире за сравнительно короткий срок обусловлен в первую очередь тем, что страна в послевоенный период сориентировалась и стала целенаправленно проводить инвестиционную политику, направленную на ускорение НТП.
Под единой научно-технической политикой государства следует понимать систему целенаправленных мер, обеспечивающих комплексное развитие науки и техники, внедрение их результатов во все отрасли народного хозяйства.
Единая государственная научно-техническая политика предполагает выбор приоритетных направлений в развитии науки и техники и всяческую поддержку государства в их развитии. В настоящее время общепризнанными приоритетными направлениями в развитии науки и техники являются: комплексная автоматизация производства; электронизация народного хозяйства; разработка новых материалов и технологии их производства; биотехнология; атомная электроэнергетика и др.
Выбор приоритетов в развитии науки и техники необходим в связи с важностью их реализации, с тем чтобы наша страна не отстала в своем развитии от ведущих стран мира, а также в связи с ограниченностью ресурсов государства. Выбор приоритетов необходим не только в направлении НТП, но и среди отраслей народного хозяйства. Известно, что такие отрасли промышленности, как машиностроение, химическая и электроэнергетика, являются локомотивами в ускорении НТП во всех отраслях народного хозяйства. Поэтому эти отрасли всегда должны быть в центре внимания государства. Таким образом, продуктивная инвестиционная политика государства немыслима без разработки и реализации продуманной единой государственной научно-технической политики.
В конечном итоге инвестиционная политика, единая научно-техническая политика, амортизационная политика и другие являются составными частями программы социально-экономического развития страны, они должны вытекать из нее и способствовать ее реализации.
Блок 1. Создание необходимых условий для инвестиционной деятельности в стране. Он включает в себя:
- разработку и утверждение необходимых нормативных документов и законов в области инвестиционной деятельности;
- совершенствование системы налогообложения;
- создание необходимых условий для привлечения иностранных инвестиций;
- создание необходимой инфраструктуры для инвестиционной деятельности (банков, страховых компаний, информационного обеспечения и др.);
- создание инвестиционного рынка, в том числе рынка ценных бумаг и др.
Блок 2. Выбор приоритетных направлений в использовании капитальных вложений по отраслям народного хозяйства. Этот выбор основывается на необходимости реализации Программы социально-экономического развития страны, а также значимости развития отдельных отраслей народного хозяйства для экономики.
Блок 3. Выбор и обоснование инвестиционных проектов на конкурсной основе. Обоснование инвестиционных проектов осуществляется на основе общепринятой методологии, т. е. на основе сопоставления их бизнес-планов.
Блок 4. Расчет необходимого объема инвестиций, источников их покрытия и порядок финансирования. Он включает в себя:
- источники финансирования инвестиций из федерального бюджета;
- источники финансирования инвестиций из региональных бюджетов;
- кредиты Центрального банка РФ;
- эмиссию государственных ценных бумаг;
- средства юридических и физических лиц, участвующих в реализации государственной инвестиционной политики;
- иностранные инвестиции.
Блок 5. Эмиссия государственных ценных бумаг. Этот блок тесно связан с предыдущим и включает в себя эмиссию государственных ценных бумаг с целью получения дополнительных финансовых источников для реализации инвестиционной политики на макроуровне.
Блок 6. Распределение государственных инвестиций по основным отраслям народного хозяйства и субъектам РФ. Это распределение осуществляется на основе выбранных для реализации инвестиционных проектов и имеющихся у государства средств на их реализацию.
Блок 7. Взаимосвязь инвестиционной политики с научно-технической и амортизационной. Эта взаимосвязь должна осуществляться в том плане, чтобы амортизационная политика способствовала реализации инвестиционной и научно-технической политики, а инвестиционная политика способствовала реализации научно-технической политики и прежде всего тех инвестиционных проектов, которые направлены на ускорение НТП.
Блок 8. Влияние инвестиционной политики на важнейшие макроэкономические показатели развития страны. В этом блоке должно быть отражено, как повлияет реализация инвестиционной политики на прирост ВВП, национального дохода, инфляцию, прирост выпуска важнейших видов промышленной продукции, уровень жизни, безработицы и др.
Инвестиционная политика должна иметь цель, задачи и механизм их реализации.
Целью инвестиционной политики является реализация стратегического плана экономического и социального развития страны. Но в любом случае конечной целью инвестиционной политики является оживление инвестиционной деятельности, направленной на подъем отечественной экономики и повышение эффективности общественного производства.
Задачи инвестиционной политики зависят от поставленной цели и конкретно сложившейся экономической ситуации в стране.
В задачи инвестиционной политики могут входить:
- выбор и поддержка в развитии отдельных отраслей народного хозяйства;
- реализация программы по конверсии военно-промышленного комплекса;
- обеспечение конкурентоспособности отечественной продукции;
- поддержка в развитии малого и среднего бизнеса;
- поддержка в развитии экспортных производств;
- обеспечение сбалансированности в развитии народно-хозяйственного комплекса России;
- реструктуризация угольной промышленности;
- реализация программы жилищного строительства в стране, в частности для военных, и др.
Разработанная и принятая инвестиционная политика не может быть выполнена без наличия четкого механизма ее реализации. Он, как правило, должен включать в себя:
- выбор надежных источников и методов финансирования инвестиций;
- определение сроков и выбор органов, ответственных за реализацию инвестиционной политики;
- создание необходимой нормативно-правовой основы для функционирования рынка инвестиций;
- создание благоприятный условий для привлечения инвестиций.
Кроме государственной инвестиционной политики различают отраслевую, региональную и инвестиционную политику отдельных субъектов хозяйствования. Все они находятся в тесной взаимосвязи между собой, но определяющей является государственная инвестиционная политика, так как она должна создавать цивилизованные правила игры в области инвестиций и способствовать активизации инвестиционной деятельности на всех уровнях.
Под инвестиционной политикой на региональном уровне понимается система мер, проводимых на уровне региона, направленных на мобилизацию инвестиционных ресурсов и определение направлений их наиболее эффективного использования в интересах населения региона и отдельных инвесторов.
Инвестиционная политика в каждом регионе РФ имеет свои особенности. Эти особенности обусловлены следующими факторами:
- экономической и социальной политикой, проводимой в регионе;
- величиной имеющегося производственного потенциала;
- географическим местонахождением;
- природно-климатическими условиями;
- привлекательностью региона для иностранный инвестиций и др.
Осуществление инвестиционной политики в регионе предполагает создание соответствующей системы управления инвестиционной деятельностью и механизма ее функционирования.
Основными задачами системы управления инвестиционной деятельностью в регионе являются:
- создание инфраструктуры инвестиционного рынка;
- формирование спроса на продукцию предприятий региона и на инвестиционные ресурсы;
- создание условий для привлечения внебюджетных источников финансирования инвестиций, в том числе свободных средств населения, иностранных инвестиций;
- обеспечение интеграции регионального инвестиционного рынка с международным рынком инвестиционных ресурсов.
Объектами управления выступают: собственно инвестиционная деятельность как система мер по координации инвестиционных потоков; оптимизация налогообложения с целью стимулирования привлечения инвестиций, обеспечения их защиты; поиск наиболее эффективных объектов инвестирования; инфраструктура инвестиционной деятельности, включающая инвестиционные институты, консалтинговые, аудиторские, страховые организации, информационно-методическое обеспечение, арбитраж; инвестиционный рынок как механизм регулирования спроса и предложения на инвестиционные ресурсы и как место для осуществления инвестиционных сделок.
Основными целями региональной инвестиционной политики являются: подъем экономики и повышение эффективности производства в регионе, обеспечение самофинансирования и хорошего задела развития региона на будущее.
Разработке инвестиционной политики как на макро-, так и на микроуровне должен предшествовать глубокий анализ состояния экономики и выявление причин, в наибольшей степени повлиявших на это состояние.
Важную роль в подъеме экономики и повышении эффективности производства играет отраслевая инвестиционная политика, которая является составной частью государственной инвестиционной политики. Она должна разрабатываться и на уровне отдельных межотраслевых комплексов и отраслей народного хозяйства.
Под отраслевой инвестиционной политикой понимается выбор и инвестиционная поддержка приоритетных отраслей народного хозяйства, развитие которых обеспечивает экономическую и оборонную безопасность страны, экспорт готовой продукции, ускорение НТП и динамизм развития экономики страны на ближайшую и дальнейшую перспективу.
С переходом на рыночные отношения все большую роль в инвестиционной деятельности стали играть отдельные субъекты РФ и коммерческие организации, в связи с перераспределением финансовых потоков в пользу последних.
Под инвестиционной политикой коммерческой организации понимается комплекс мероприятий, обеспечивающих выгодное вложение собственных, заемных и других средств в инвестиции с целью обеспечения стабильной финансовой устойчивости организации в ближайшей и дальнейшей перспективе.
Рассмотрим кратко сущность основных блоков инвестиционной политики на микроуровне.
Сущность блока «Выбор и обоснование приоритетный направлений вложения инвестиций» характеризует само его название. В этом блоке на основе экономического обоснования и стратегических целей развития предприятия на будущее выбираются приоритетные направления вложения инвестиций. Эти направления ранжируются по важности, последовательности и срокам вложения инвестиций.
В блоке «Изыскание источников финансирования инвестиций» на основе анализа денежных потоков выявляются возможности финансирования капитальных вложений за счет собственных средств. Если их недостаточно для реализации инвестиционной политики, то изыскиваются и обосновываются другие возможные источники финансирования (лизинг, кредит, иностранные инвестиции и др.).
В блоке «Формирование оптимального инвестиционного портфеля предприятия» на основе вышеуказанных двух блоков формируется оптимальный инвестиционный портфель предприятия. В нем указываются наиболее эффективные инвестиционные проекты, принятые к реализации, ценные бумаги с указанием источника финансирования.
В блоке «Недопущение чрезмерного моралыного и физического износа ОПФ» предусматриваются конкретные мероприятия по своевременному вводу новой техники и технологии и снятию с производства всего морально и физически изношенного имущества. Реализация этого блока возможна только на основе систематического анализа состояния ОПФ, особенно активной части.
Блок «Совершенствование видовой, технологической и возрастной структуры основных производственных фондов» тесно взаимосвязан с предыдущим блоком. В нем предусматриваются конкретные меры по совершенствованию структуры основных производственных фондов. Целесообразность наличия такого блока связана с необходимостью повышения эффективности капитальных вложений, так как она в значительной мере зависит от совершенства структур основных производственных фондов.
В блоке «Рациональное использование амортизационных отчислений и прибыли на предприятии» предусматривается продуманная и эффективная политика использования амортизационных отчислений. Они должны служить основным источником финансирования капитальных вложений и иметь строго целевой характер.
Сущность блока «Увеличение и улучшение использования производственных мощностей» раскрывает само название этого блока.
На каждом предприятии ввод дополнительных производственных мощностей должен осуществляться только с учетом полного использования уже имеющихся производственных мощностей. Нарушение этого принципа возможно только в исключительных случаях, когда, например, выпуск принципиально новой продукции не может быть осуществлен на имеющихся производственных мощностях.
Блок «Оценка влияния инвестиционной политики на финансовые результаты работы предприятия» является как бы замыкающим. В нем приводятся прогнозные расчеты, как повлияет реализация инвестиционной политики на финансовые результаты работы предприятия на ближайшую и дальнюю перспективу.
Инвестиционная политика на предприятии должна вытекать из стратегических целей предприятий, т. е. из перспективного плана экономического и социального развития, а в конечном итоге она должна быть направлена на обеспечение финансовой устойчивости предприятия не только на сегодня, но и на будущее. Если этой цели нет, то ни о какой инвестиционной политике не может быть и речи.
При разработке инвестиционной политики на предприятии необходимо придерживаться следующих принципов:
- инвестиционная политика должна быть нацелена на достижение стратегических планов предприятия и его финансовую устойчивость;
- должны быть учтены инфляция и фактор риска;
- инвестиции должны быть экономически обоснованы;
- необходимо сформировать оптимальную структуру портфельных и реальных инвестиций;
- проекты должны быть ранжированы по их важности и последовательности реализации исходя из имеющихся ресурсов и с учетом привлечения внешних источников;
- выбор надежных и более дешевых источников и методов финансирования инвестиций.
Учет этих и других принципов позволит избежать многих ошибок и просчетов при разработке инвестиционной политики на предприятии.
Инвестиционная политика на предприятии должна разрабатываться работниками экономических и технических служб, и этот участок работы должен быть включен в их функциональные обязанности.
Ответственными за разработку инвестиционной политики и ее реализацию должны быть первые лица коммерческих организаций