Планирование себестоимости продукции

При планировании себестоимости продукции предусматривается возможное ее снижение и достижение в результате этого оптимального уровня затрат на производство и роста наименований.

Планирование себестоимости может быть текущим и перспективным. Перспективный план разрабатывается на несколько лет. При текущем планировании (на год) уточняются перспективные планы на основе данных плановых смет и калькуляции затрат на производство.

Промышленное предприятие, выпускающее разнородную продукцию, планирует снижение себестоимости сравнимой продукции и величину затрат на 1 руб. товарной продукции. Плановый уровень затрат на производство рассчитывается в следующей последовательности.

Сначала определяют изменение затрат в планируемом периоде под влиянием ряда факторов и с учетом результатов анализа себестоимости товарной продукции в базовом году. По себестоимости в базовом году устанавливаются текущие затраты на 1 руб. товарной продукции.

Себестоимость товарной продукции в планируемом году зависит от уровня затрат в базовом году и запланированного объема производства товарной продукции в оптовых ценах предприятия.

Задания по снижению себестоимости сравнимой товарной продукции устанавливаются в процентах к предыдущему году. Сравнимая товарная продукция, запланированная к выпуску, оценивается по плановой и среднегодовой себестоимости предшествующего года. Экономия по плану снижения себестоимости — это разность между среднегодовой стоимостью товарной продукции за предшествующий год и плановой себестоимостью. Отношение этой экономии к среднегодовой себестоимости товарной продукции предшествующего года показывает величину планового снижения себестоимости сравнимой товарной продукции.

При выпуске значительной доли несравнимой товарной продукции используется показатель затрат на 1 руб. товарной продукции, который рассчитывается как частное от деления себестоимости всей товарной продукции предприятия на объем товарной продукции в оптовых ценах предприятия. Этот показатель используется также при определении динамики затрат по несравнимой продукции. Однако для повышения его достоверности необходимо при расчете учитывать изменение объема производства продукции, ее состава, ассортимента и качества.

При разработке смет затрат и составлении плановых калькуляций себестоимости товарной продукции используются результаты анализа расходов вспомогательных цехов, затраты на содержание и эксплуатацию оборудования, цеховые и общезаводские расходы, расходы на подготовку и освоение производства и т.п.

Смета затрат на производство по вспомогательным цехам — это вся совокупность затрат этих подразделений, которые включаются в себестоимость товарной продукции исходя из направления использования на основе баланса распределения работ и услуг вспомогательных цехов.

Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования, как цеховые, так и общезаводские, рассчитываются по утвержденным на предприятии нормативам (по каждому элементу к статье затрат). Планы по труду, материально-техническому снабжению и услугам материально-технического снабжения служат базой для расчета сметы цеховых расходов. При ее составлении заработная плата вспомогательных рабочих, затраты на вспомогательные материалы и стоимость услуг вспомогательных подразделений распределяются по соответствующим статьям сметы. Затем рассчитываются амортизационные отчисления.

Внепроизводственные расходы включаются отдельной статьей в полную себестоимость товарной продукции, а в общую смету затрат — по соответствующим элементам. На завершающей стадии планирования себестоимости составляется сводная плановая калькуляция себестоимости товарной продукции.

Ключевые слова: Цена, Товар, Планирование
Источник: Экономика, организация и управление предприятием., Н. Л. Зайцев
Материалы по теме
Структура себестоимости и факторы, ее определяющие
И. В. Сергеев, И. И. Веретенникова, ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИЙ (ПРЕДПРИЯТИЙ) 2005
Управление заказами, подготовка заказов
Мишина Л.А., Логистика конспект лекций
Планирование движения денежных средств
К.К.Жуйриков, С.Р.Раимов., Корпоративные финансы
Каналы товародвижения
Под ред. Короткова А.В., Синяевой И.М. - Управление маркетингом - 2005
Разработка оперативных планов производства
Экономика предприятия: учебник / В.И. Титов. — М. : Эксмо, 2008
Ценовая и неценовая конкуренция
Азоев Г.Л., Конкурентные преимущества фирмы
Планирование в менеджменте
Основы менеджмента : учебное пособие / В.Л. Полукаров. — 2-е изд., перераб. — М.: КНОРУС,...
Ценовые и неценовые факторы
А.С.Булатов, Экономика
Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий