В разных психологических школах на разных этапах развития психологии существуют самые разнообразные определения понятия «личность». В начале работы с пациентом психолог должен четко представлять себе, что именно ему необходимо исследовать у данного пациента: мотивы, интересы, ценности, установки, явные и неявные конфликты и др.
Б. В. Зейгарник считает, что исследование личности необходимо проводить через анализ изменения мотивов ее деятельности. Свое мнение он основывает на результатах проведенных исследований деятельности психически нездоровых людей, в которых было выявлено нарушение в формировании структуры иерархии мотивов. При различных психических заболеваниях выявляемые нарушения были различны: формирование неадекватного уровня притязаний, патологических потребностей и мотивов, нарушение критики к своему поведению, а следовательно, и его саморегуляции, неадекватное смыслообразование и др. Российскими психологами М. С. Лебединским и В. Н. Мясищевым рассматривались возникновение и течение соматических болезней во взаимосвязи с особенностями личности пациента. В результате органического поражения головного мозга выделялись распад и деградация личности; в результате патологического развития личности выделялась возможность возникновения психопатий; неврозы рассматривались как патологические реакции здоровой личности. Наиболее распространенные психические заболевания – маниакально-депрессивный психоз и шизофрения – являются генетически детерминированными, однако условием возникновения их дебюта часто служат особенности личности. В процессе развития шизофрении, эпилепсии и органических поражений головного мозга происходят патологические изменения личности, характерные для каждого из этих патологических состояний. Карвасарским выделены основные задачи исследования личности:
- выяснение роли особенностей данной личности в происхождении и развитии имеющихся психических и соматических заболеваний;
- выделение личностного фактора как значимого в патогенезе и формировании клинической картины данной болезни;
- изучение особенностей возможных изменений личности при различных болезнях и патологических состояниях;
- подбор конкретных личностно ориентированных методов психотерапии, психопрофилактики и реабилитации.
Все методы исследования личности принято разделять на клинические и лабораторные. Клинические методы подразумевают беседу с пациентом, наблюдение за ним в процессе беседы и вне ее, в том числе в процессе его реальных взаимодействий с окружающей действительностью, а также в процессе групповой психотерапии, сбор анамнестических данных со слов пациента, а также его близких; лабораторные методы предполагают использование различных тестовых методик.
Существует множество тестов для исследования личности, следует рассмотреть наиболее распространенные из них. Вероятно, именно они признаны наиболее информативными, что и послужило причиной их популярности.
- Тест Люшера. Прост в исполнении, обычно легко воспринимается больными. Пациенту дают восемь одинаковых по размеру и разных по цвету карт: четыре из них с основными цветами (синий, зеленый, красный, желтый), четыре с дополнительными (фиолетовый, коричневый, черный, серый). Пациенту предлагают расположить цвета в порядке убывания предпочтения. Выбор цвета характеризует направленность личности исследуемого на определенный вид деятельности, определяет наиболее устойчивые черты характера, а также отражает его настроение и функциональное состояние в момент испытания.
- Метод исследования уровня притязаний. Пациенту предлагается несколько задач, пронумерованных по степени сложности. Испытуемый сам выбирает посильную для себя задачу, а экспериментатор разыгрывает ситуации успеха и неуспеха для пациента, затем анализирует его реакции.
- Метод Дембо – Рубинштейн. Цель его использования – определение самооценки личности. Больному предлагается несколько вертикальных отрезков, символизирующих здоровье, ум, характер, счастье. Пациент сам оценивает себя по этим показателям и делает отметки на шкале. После этого экспериментатор просит его описать свои собственные представления об этих понятиях.
- Метод фрустрации Розенцвейга. Этим методом производится исследование реакций конкретной личности в стрессовой ситуации. Уровень стресса и характер стрессогенных факторов, действовавших на пациента, при которых было получено состояние фрустрации, дают возможность сделать вывод о степени социальной адаптации или дезадаптации.
- Метод незаконченных предложений. Эта методика существует в различных вариациях. Наиболее используемый вариант заключается в том, что тестируемому предлагают 60 незаконченных предложений, которые он должен завершить. Эти предложения по смысловой нагрузке сгруппированы в 15 групп, каждая из которых дает возможность оценить отношение испытуемого к той или иной сфере социальных взаимоотношений: с родителями, с детьми, с подчиненными, с руководством, с противоположным полом и пр.
- Метод Роршаха. Пациенту предлагаются 10 карт с изображением чернильных пятен. Все они симметричные одноцветные или многоцветные. Испытуемый должен ответить на вопрос, на что это может быть похоже. Ответы распределяются на 4 категории по следующим признакам: расположение, содержание, оригинальность, а также форма, цвет, динамичность.
- Тематический апперцептивный тест (ТАТ). Для проведения теста необходимо 20 картин, содержащих разноплановые сюжеты. Пациент составляет рассказ по каждой из них. Анализируя составленные рассказы, можно сделать выводы о состоянии эмоциональной сферы испытуемого, предположить наличие или отсутствие психотравмы в анамнезе, оценить мыслительные способности, степень воображения, особенности восприятия и другие характеристики личности.
- Миннесотский многопрофильный личностный опросник. Тест относится к наиболее громоздким, но и наиболее информативным. Тестируемый должен проявить свое положительное или отрицательное отношение к предлагаемым утверждениям, их предлагается большое количество – не менее 100. При анализе ответов в результате специфических оценок выстраивается график, по которому производится анализ соотношения ряда личностных особенностей: истерии и лабильности, мужественности и женственности, депрессии и напряженности, психопатии и импульсивности и ряда других особенностей характера, а также сиюминутного физического и психического состояния.