Кредит на финансовом рынке

Крупные хорошо известные компании иногда производят краткосрочные займы посредством продажи краткосрочных коммерческих векселей и других инструментов финансового рынка. Краткосрочный коммерческий вексель представляет собой необеспеченное краткосрочное переводное долговое обязательство, обращающееся на финансовом рынке. Поскольку такие векселя необеспечены и являются инструментами этого рынка, только самые кредитоспособные компании могут использовать коммерческий вексель в качестве источника краткосрочного финансирования.

Рынок краткосрочных коммерческих векселей
Рынок краткосрочных коммерческих векселей состоит из 2 секторов. Дилерский рынок и рынок прямого размещения. Производственные фирмы, коммунальные предприятия и финансовые институты средних размеров продают векселя через сеть дилеров. Дилерская сеть — это полдюжины основных дилеров, которые покупают коммерческие векселя у эмитента и в свою очередь продают их инвесторам. Обычно размер дилерской комиссии составляет 1/8%, а сроки погашения векселей, с которыми они работают, — от 30 до 90 дней. Рынок коммерческих векселей хорошо организован и является достаточно сложной структурой. Номинал векселя обычно составляет 100 ООО дол. Характерной чертой дилерского рынка в прошлом было большое число эмитентов, производящих займы на сезонной основе: в настоящее время существует определенная тенденция к финансированию на револьверной или более постоянной основе. -Многие крупные инансовые компании, такие, как General Motors, Acceptance orporation, минуют дилерскую сеть и пролают свои векселя напрямую инвесторам. Эти эмитенты приспосабливают и срок погашения, и сумму векселей к нуждам инвесторов, в основном крупных корпораций с избытком денежных средств. Срок обращения напрямую размещенных бумаг может колебаться от нескольких дней до 9 месяцев. В отличие от многих промышленных эмитентов финансовые институты используют рынок коммерческих векселей в качестве постоянного источника средств. Как прошедшие через сеть дилеров, так и напрямую размещаемые бумаги, оцениваются в зависимости от их качества одним или несколькими независимыми рейтинговыми агентствами: Moody, Standard & Poor и Fitch. Высший рейтинг для трех агентств "Р-1, А-1 и F-1 соответственно. Только векселя 1-го и 2-го разрядов находят своего покупателя на рынке.

Принципиальное преимущество займа под коммерческий вексель как источника краткосрочного финансирования в том, что он обычно дешевле, чем краткосрочная коммерческая ссуда в коммерческом банке. В зависимости от изменения процентной ставки ставка по коммерческому векселю на 1—6% ниже, чем первоклассная ставка по банковским кредитам для высоконадежных заемщиков. Для большей части компаний займы под коммерческие векселя дополняют банковские кредиты. В действительности дилеры по коммерческим векселям требуют от заемщиков поддержания кредитных отношений с банками для того, чтобы обеспечить опору хождению коммерческого векселя. Это гарантирует им то, что кредиты по коммерческим векселям будут погашены.

Однако обычно развитие рынка коммерческих векселей и других финансовых рынков происходит за счет банковских кредитов. Доля на рынке общего корпоративного финансирования, удовлетворяемого банками, постоянно снижается. Вместо выпуска соло-векселя, некоторые корпорации выпускают так называемые банковские коммерческие векселя. В этом случае банк предоставляет аккредитив, гарантирующий инвестору оплату обязательств компании. Качество инвестиций в этом случае зависит от кредитоспособности банка, а вексель участвует в котировках рейтинговых агентств. За предоставление аккредитива банк взимает комиссионное вознаграждение в зависимости от максимальной суммы кредита, который он гарантирует. Обычно комиссионный сбор составляет 1/8 или 1/4%. Кроме того, банк часто предоставляет кредит для использования на рынке векселей и взимает за это сбор 1/8 или 1/4%. Предположим, что Second National Bank of Palo Alto выпустил аккредитив на сумму 50 млн. дол., чтобы обеспечить займы по коммерческим векселям Insell Corporation. Комиссионный сбор 1/4%, а плата за пользование кредитом 1/8%. Если средний объем займа по коммерческим векселям составляет 20 млн. дол., то годовая стоимость аккредитива будет равна 1/4% х х 50 000 000 дол. = 125 000 дол. + 1/8% х 20 000 ООО дол. = • = 25 000 дол. или всего 150 000 дол. Что касается не очень известных компаний — различных частных фирм и непервоклассных компаний, то им выгоднее использовать банковские векселя. Это позволяет проникнуть на рынок коммерческих ценных бумаг тогда, когда общие издержки меньше, чем в случае прямого займа средств у банка.

Банковские акцепты
Для компаний, занимающихся международной торговлей или хранением и доставкой определенных, пользующихся спросом товаров, приемлемым источником финансирования могут быть банковские акцепты. Американская компания желает импортировать на 100 000 дол. электронных комплектующих из Японии, две компании договариваются об использовании 90-дневного срочного векселя при оплате. Американская компания открывает в своем банке аккредитив. Это означает, что банк соглашается акцептовать тратту, переведенную в адрес компании через японский банк. Японская фирма отгружает товары и в то же время выписывает тратту, являющуюся указанием американской фирме оплатить сумму поставки в 90-дневный срок. Затем тратта передается японскому банку. Согласно предварительной договоренности тратта посылается в американский банк и акцептуется этим банком. В этот момент она становится банковским акцептом. В сущности банк принимает на себя ответственность за оплату, таким образом заменяя трассата — американскую компанию — собой.

Если банк хорошо известен и довольно крупный, как большая часть банков, занимающихся акцептовыванием трат, то после акцепта тратта становится высоколиквидным рыночным финансовым инструментом. В итоге трассант, японская компания, может не держать тратту до дня установленного платежа; она может продать тратту на рынке за цену, меньшую, чем ее номинальная стоимость. Эта скидка представляет собой процент инвестора. По истечении 90 дней инвестор представляет акцепт в банк для оплаты и получает 100 ООО дол. К этому времени американская компания обязана иметь средства на своем счете, достаточные для покрытия тратты. Таким образом, она профинансировала свой импорт на период в 90 дней. Вероятно, японский экспортер назначил бы менее высокую цену, если бы оплата производилась сразу после доставки товара. В этом смысле американская компания оказывается в положении заемщика.

Наличие активного рынка банковских акцептов делает возможным финансирование зарубежной торговли по процентным ставкам, приближающимся к ставкам по коммерческим векселям. Хотя принципы действия акцепта одинаковы для международной и внутренней торговли, на внутреннее обращение приходится меньшая часть общей суммы банковских акцептов. Помимо торговли внутреннее финансирование при помощи акцептов используется в связи с хранением таких товаров, как зерно. На основании тратты, полученной от компании, банк может авансировать ей средства. После акцепта тратты ее можно продать на рынке банковских акцептов. Процентные затраты заемщика — это ставка, которую получает инвестор, плюс сборы банку и ди леру, часто в сумме составляющие 7/8%. В последние годы число банковских акцептов значительно возросла, так как большее число фирм осознало полезность этой формы финансирования.

Источник: 
Дж. К. Ван Хорн, Основы управления финансами