Виды и классификации облигаций

Долговыми ценными бумагами называются облигации (Bonds). В соответствии с законом их эмиссия осуществляется юридическими лицами, органами исполнительной власти либо органами местного самоуправления. С помощью эмиссии облигаций юридические лица, имеющие право на эту процедуру, на долгосрочной основе привлекают необходимые источники финансирования для расширения стандартных направлений своей деятельности и (или) ее диверсификации.

Облигации, выпущенные в обращение юридическими лицами (на Западе это корпорации), называются долговыми частными ценными бумагами. Как правило, облигации приносят их владельцам доход в виде фиксированного процента к нарицательной стоимости. Вместе с тем существуют облигации с плавающей ставкой, меняющейся по некоторому алгоритму.

По сроку действия облигации разделяются на краткосрочные (от года до 3 лет), среднесрочные (от 3 до 7 лет), долгосрочные (от 7 до 30 лет) и бессрочные (выплата процентов осуществляется неопределенно долго).

Периодическая выплата процентов по облигациям осуществляется по купонам — вырезным талонам с напечатанной на нем цифрой купонной ставки. Факт оплаты дохода сопровождается изъятием купона из прилагаемой карты. Периодичность выплаты процента по облигации определяется условиями займа и может быть квартальной, полугодовой или годовой. При прочих равных условиях чем чаще начисляется доход, тем облигация выгоднее, тем выше ее рыночная цена.

По способам выплаты дохода различают:

  • облигации с фиксированной купонной ставкой,
  • облигации с плавающей купонной ставкой (размер процента по облигации зависит от уровня ссудного процента,
  • облигации с равномерно возрастающей купонной ставкой (она может быть увязана с уровнем инфляции),
  • облигации с нулевым купоном (эмиссионный курс облигации устанавливается ниже номинального; разность представляет собой доход инвестора, выплачиваемый в момент погашения облигации; процент по облигации не выплачивается),
  • облигации с оплатой по выбору (купонный доход по желанию инвестора может заменяться облигациями нового выпуска),
  • облигации смешанного типа (в течение определенного периода выплата дохода осуществляется по фиксированной ставке, затем — по плавающей ставке).

По способу обеспечения облигации делятся: 

  • на облигации с имущественным залогом (например, золотые облигации обеспечены золото-валютными активами),
  • облигации с залогом в форме будущих залоговых поступлений (облигации благотворительных и общественных фондов, муниципальные облигации и др.),
  • облигации с залогом в форме поступлений от будущей хозяйственной деятельности (в частности, облигации с выкупным фондом, резервируемым в момент выпуска для последующего погашения облигационного займа),
  • облигации с определенными гарантийными обязательствами,
  • не обеспеченные залогом облигации (могут выпускаться как по причине отсутствия у компании объема материальных и финансовых активов, так и, напротив, ввиду высокой репутации фирмы, позволяющей получить в долг, не прибегая к обеспечению своих облигаций имущественными и финансовыми активами).

По характеру обращения облигации разделяются на обычные и конвертируемые. Последние являются переходной формой между собственным и заемным капиталом, поскольку дают их владельцам право обменять их на определенных условиях на акции того же эмитента.

Суммарная доходность акций, зависящая от величины дивиденда и роста курсовой стоимости, как правило, превышает доходность облигаций, именно поэтому акции являются основным объектом инвестиций. Вместе с тем доходность облигаций значительно меньше подвержена колебаниям рыночной конъюнктуры. Поэтому в нестабильной экономической ситуации приоритетность в выборе финансовых активов как объектов инвестирования может быть совершенно другой; в частности, облигации могут являться основным объектом инвестиций коммерческих банков, заботящихся не столько о доходности, сколько о надежности своих вкладов. Степень надежности здесь предпочитается величине доходности. В экономически развитых странах существуют частные коммерческие агентства, занимающиеся классификацией корпоративных облигаций по степени их надежности и периодически публикующие эти сведения.

Рассмотрим показатели и способы оценки облигаций.

Ключевые слова: Облигации
Источник: Финансовый Менеджмент Теория и Практика - Владимир Ковалев
Материалы по теме
Рынок ценных бумаг и облигаций
Азбука валютного дилинга
Облигации корпораций
Фондовый рынок. Учебник
Необеспеченные облигации
Фондовый рынок. Учебник
Купонные и дисконтные облигации
Фондовый рынок. Учебник
Выкуп облигаций
Фондовый рынок. Учебник
Инвестиционные качества облигаций
Фондовый рынок. Учебник
Типы облигаций
А.С.Булатов, Экономика
Управление облигационным займом
Бланк И.А. - Управление денежными потоками (Библиотека финансового менеджера)
Оставить комментарий