Характеристика ликвидности как фактора, влияющего на цены рыночных активов

Ранее неоднократно указывалось, что ликвидность способна изменять динамику цен. Следует еще раз продемонстрировать степень ее влияния на рынок. Начнем с экстремального примера: в праздничные дни рынок закрыт и ликвидность нулевая, соответственно, цены не меняются. Ликвидность сокращается во время чемпионатов мира по футболу и трансляции громких судебных разбирательств. Другой пример: банкротство компании Enron напугало энергетические концерны, и они резко снизили объем биржевой торговли, что пагубно повлияло на рынок нефтяных деривативов. Еще пример: кризис 1998 г. «вышиб» активные хедж-фонды с рынка, что привело к резкому уменьшению числа его участников, и он стал подвержен резким рывкам.

Ликвидность — это возможность обмена денег на активы и обратно в течение некоего короткого срока без существенных транзакционных потерь. Понятие «ликвидность» может упоминаться в контексте ликвидности портфеля, ликвидности данного инструмента и ликвидности рынка.

Ликвидность портфеля — это объем части портфеля, который можно купить или продать с определенной степенью уверенности без значительных, с точки зрения инвестора, потерь в течение некоторого приемлемого для него периода.

Ликвидность инструмента (например, рублевых облигаций «Газпрома») зависит от объема данного инструмента, который с определенной степенью уверенности и без значительных потерь можно купить или реализовать на рынке данного инструмента в течение некоторого приемлемого периода. Предположение, что менее ликвидные активы должны предоставлять большую доходность, подтверждается рядом исследований на рынке акций: менее ликвидные акции показывают большую прибыльность, с учетом динамики доходов рынка, размера капитализации и темпов изменения цен.

Ликвидность рынка представляет собой объем средств, доступных для инвестиций в целом, как для входа, так и для выхода. Следует обратить внимание, что под «ликвидностью рынка» можно понимать ликвидность данного класса инструментов, например рублевых облигаций; суммарную ликвидность нескольких классов инструментов, например российских инструментов с фиксированной доходностью; а также ликвидность всего рынка, включая другие классы, например акции и валюты.

Обсуждая три типа ликвидности, следует отметить, что:
1. Понятие «ликвидность», особенно в случае ликвидности собственного портфеля, часто субъективно. Так, убытки могут определяться инвестором как процент от данной инвестиции; процент от данного класса инвестиций в портфеле; процент от общего капитала; в абсолютном выражении; в абсолютном выражении, приведенным к текущей волатильности, и т. д. Например, можно утверждать, что возможно быстро закрыть любой портфель, если инвестор готов потерять 50% его текущей рыночной стоимости. Таким образом, оценка объема ликвидности резко сокращается, если инвестор жестко ограничивает и срок, и потери. Объем ликвидности для любого из трех ее типов может различаться для случаев продажи или приобретения. Так, при падении рынка российских ценных бумаг объем торговли данной бумаги тоже падает, что снижает ликвидность инвестиционных портфелей.
2. Ликвидность на российском рынке ценных бумаг во многом является следствием сильно выраженной обратной связи, присущей развивающимся рынкам в целом. Так, часто падение ликвидности во время падения рынка происходит на фоне ожиданий, что не будет покупателей, а не потому, что не хотят продавать убыточные позиции.
3. Падение ликвидности как российских инструментов, так и российского рынка носит симметричный характер: в момент роста мало продавцов, а в момент падения мало покупателей. В этой связи вместо общего определения ликвидности можно рассматривать четыре ее специфических типа: для покупателей — при росте и падении и для продавцов — при росте и падении.
4. Ликвидность бывает разной в зависимости от времени дня и сезона, поэтому следует обращать внимание на вопрос, какой объем возможно реализовать в разное время года. Так, из-за праздничных дней исключительно неликвидным временем в России является конец декабря — начало января.
5. Характеристиками ликвидности являются: абсолютный объем сделок, объем сделок по отношению к общему объему обращения данного инструмента, количество инвесторов/маркетмейкеров/брокеров, торгующих инструментом, ширина спрэда между предложением и спросом (бид-офер спрэд), частота торговли, количество дней/часов торговли и т.д.
6. Ликвидность многих инструментов и рынков сложно установить, т. к. значительный объем операций составляют внебиржевые операции. Например, если за показатель ликвидности данной ценной бумаги принимается суммарный объем биржевой торговли за последние три недели, то оценка почти точно получается заниженной, т. к. не учитываются внебиржевые сделки, а также скрытый биржевой интерес, который может возникнуть, когда на малоликвидном рынке появляется большой заказ.

Источник: 
Саймон Вайн - Инвестиции и трейдинг