Педагогика как наука о человеке

Знание основных педагогических категорий и специфических понятий облегчит понимание педагогики как науки. Но это непросто. По силе абстракций и обобщений, отвлечений от конкретного человека и жизненных ситуаций педагогика стоит вровень с философией. Не всем дается понимание педагогического знания с одного прочтения. Нужен трудолюбивый, проницательный и терпеливый ум.

Педагогическое знание — одно из древнейших. Оно зародилось вместе с человеческим обществом, когда появилась потребность передавать нарождающимся поколениям с трудом добываемый опыт выживания.

Уже в первобытном обществе возникли воспитательные отношения по передаче опыта поколений и его усвоению. На протяжении всей истории они осложнялись, углублялись. Так, сегодня взрослые поколения не только передают знания и умения детям, но и вовлечены сами в процесс получения нового опыта. Особенно это заметно при повышении квалификации и смене профессии.

Воспитательные отношения породили разнообразные формы своего фиксирования. Как видно из таблицы 3, первоначально это были житейские нормы — верования, правила, требования. Затем постепенно сложились традиции, предания, обычаи, народный фольклор о том, какой опыт и как надо передавать молодежи, какие требования предъявляет к ней общество. Постепенно, из эпохи в эпоху, при сохранении всех ранее рожденных форм запечатления воспитательных отношений появлялись новые.

В период рабовладения в Древней Греции появился термин "педагог", давший затем название целой науке. Обозначал он тогда раба, водившего детей рабовладельцев в школу. Термин "школа" тоже зародился в то время. Значение его сохранилось до сих пор: школа — это место учения.

Рождение научной педагогики относят к концу XVII века, когда появились массовые школы и первые научно-педагогические работы. Эти события связаны с именем чешского педагога Я. А. Каменского. Он первым написал правила поведения учащихся, а затем и самый крупный свой труд "Великая дидактика". Все его труды дошли до нас, не потеряв своего значения. Экспериментальная педагогика появилась значительно позже — на рубеже XIX—XX веков.

Как ни менялась педагогика, неизменным оставался объект познания— человек, развивающийся в результате воспитательных отношений. Предмет педагогики — воспитательные отношения, обеспечивающие развитие человека. Отсюда и определение самой науки.

Педагогика — это наука о воспитательных отношениях, возникающих в процессе взаимосвязи воспитания, образования и обучения с самовоспитанием, самообразованием и самообучением и направленных на развитие человека.

Данное определение построено на известных нам понятиях. Собственно, педагогику можно определить как науку перевода опыта одного поколения в опыт другого. Теперь понятно, почему тема о сущности нашей науки следует за объяснением основных понятий?

Педагогика есть наука, поскольку обладает всеми признаками последней. Кроме объекта и предмета познания она имеет свой понятийный аппарат, отличающий ее от других наук. С основными категориями и понятиями мы уже познакомились. Другие будем изучать в ходе всего курса. Таковых более ста. Именно они создают фундамент науки, придают ей логичность и определенность.

Педагогика имеет свои методы познания. Самыми распространенными и приемлемыми для педагогов практиков являются: наблюдение за отношениями и деятельностью воспитанников, беседа с ними и их родителями, изучение продуктов деятельности и документации, эксперимент по улучшению воспитательных отношений и результатов развития каждого учащегося и др. Методов достаточно много, число их растет, особенно с приходом компьютера в теоретическую и практическую педагогику.

Наконец, для любой науки важно иметь своего потребителя, т. е. пользователя. Педагогика его имеет в лице тех, кто занят передачей опыта от одного поколения другому, кто усваивает этот опыт, кто организует воспитательные отношения. Утверждают, что число таких людей быстро растет и достигнет своего пика в начале XXI века. Педагогику надо знать родителям, воспитателям, преподавателям, мастерам производственного обучения, наставникам, руководителям кружков и секций, руководителям учебных заведений. Более того, педагогическое знание нужно и самим учащимся, осуществляющим различную шефскую работу, ведущим общественную деятельность или организующим самовоспитание, самообразование, самообучение, готовящимся к созданию семьи и воспитанию своих детей.

С помощью четко обозначенных объекта, предмета, методов познания, наличия своего понятийного аппарата, педагогика и педагоги сознательно выделяют себя, своих воспитанников, процессы воспитательных отношений и их результаты из сложной сети явлений действительности. Обозначается зона действий педагога, границы его возможностей. В этом плане предлагаем разобраться в понятиях "воспитательный" и "педагогический". Когда хотят обозначить цель — развитие человека, а также подчеркнуть объективный характер явления, употребляют понятия "воспитательное воздействие", "воспитательная деятельность", "воспитательная система" и др. Термин "педагогический" употребляется, когда хотят подчеркнуть научный, профессионально-организованный характер явлений, например педагогическое воздействие, педагогическая деятельность, педагогическая система и др. Это значит, что воздействие, деятельность и система созданы или выбраны профессионально подготовленными людьми. Здесь акцент делается не на цели развития, а на качество средств этого развития, обещающее успех при их применении. В известном смысле "педагогический" обозначает гарантированиость, научную достоверность факторов воспитания.

Разнообразие объектов и предмета педагогического познания, обилие конкретных потребителей сделали некогда единую педагогику расчлененной на отрасли и ветви. Отрасли педагогики выделяются на основе различий объектов познания. Если в ней рассматриваются воспитательные отношения и развитие детей до школы, то это дошкольная педагогика; если в период учебы в школе — школьная. Если педагогика рассматривает подготовку человека к деятельности по профессии, то это профессиональная педагогика. Так, выделяют военную педагогику, дефектологию и другие отрасли. Внутри отраслей различают ветви педагогики на основе выделения потребителя (пользователя) педагогического знания. Например, профессиональная педагогика подразделяется на педагогику профессионально-технического, среднего специального и вузовского образования, производственную педагогику. В первом случае пользователь — педагоги учреждений системы подготовки рабочих, во втором — педагоги техникумов, в третьем — вузов, в четвертом — производство.

Педагогика профессионально-технического образования (профессионально-техническая педагогика) — наука сравнительно молодая. Долгое время она развивалась как вспомогательная преимущественно в системе профессиональной и частично производствен-ной педагогики. Следствием этого является отождествление их до сих пор некоторыми авторами. Между тем интенсивное развитие этих ветвей профессиональной педагогики протекало как постоянное уточнение объекта и предмета их познания. Это привело к вы-делению новой отрасли — педагогики профтехобразования, чему в значительной степени способствовало массовое создание средних профтехучилищ. В новую науку вошли знания из двух прародительниц, органически переплетаясь между собой и создавая условия для рождения нового знания.

Данная книга представляет собой соединение знаний общей педагогики и педагогики профтехобразования. Она предназначена, прежде всего, преподавателям технических дисциплин, мастерам производственного обучения, учителям труда, т. е. всем, кто ведет профессиональную подготовку работников на уровне начального и среднего профессионального образования. Отсюда вытекают следующие задачи, которые можно решать, используя эти знания:
выявление, описание и проектирование воспитательных отношений, обеспечивающих развитие человека;
определение особенностей проектирования воспитательных отношений в условиях профессиональной подготовки в школе, ПТУ, колледже, на производстве и т. д.

Педагогическая наука создана человечеством для удовлетворения своих потребностей в воспроизводстве общественного чело-века. Насколько успешно она справляется со своими задачами, как помогает практике успешнее развивать новые и новые поколения, зависит от целого ряда условий. Одним из таких условий является степень демократизации общества. Чем больше свобод у участников воспитательных отношений, тем полнее используются педагогические знания, тем большая потребность в них удовлетворяется. Педагогика по сути своей наука демократическая. Поэтому полнее развиваться она может только в условиях определенной свободы от политики и партий. Педагогика идет от человека и служит ему.

Другим условием, при котором педагогика способна успешно развиваться, является тесная связь ее с практикой. История показывает, что их развитие идет волнообразно, как бы "пульсарами", когда вперед по продуктивным идеям, теориям, результатам про-двигается то теория, то практика. Так, известно, что в 80-х годах в педагогике нашей страны было развито новационное движение педагогов-практиков — В. Ф. Шаталова, Н. Н. Палтышева, Ю. Д. Городков, и др. Сейчас дело за теорией, которая только и может обобщить практику, выдвинуть новые идеи и помочь массовой школе, профтехучилищу в развитии учащихся. Связь теории с практикой должна быть повсюду: педагогические идеи — проверяться экспериментально, успех учителя — зависеть от пользования теорией. Теория без практики мертва, но только она освещает практике путь.

Наконец, еще одним условием успешного развития педагогики как науки является соответствие педагогических идей тем ценностям, которых придерживается общество. Как раньше учили молодежь житейским нормам, преданиям, традициям, т.е. культуре, так и сейчас на научном уровне должны ей передаваться те ценности, отношения, знания, которые приняты народом, нацией, обществом в целом и составляют их культуру. Чем ближе будут сходиться ценности педагогики и общества, тем больше можно рас-считывать на признание обществом педагогического знания.

Создание этих условий для проведения педагогических исследований и написания книг по педагогике позволит оградить ее от влияния изменяющихся политических и партийных течений и обеспечить ей вполне самостоятельное развитие. Педагогика может и должна зависеть в первую очередь от Человека.

И еще о перспективах развития педагогической науки. Без преувеличения, ей предуготована великая судьба, ибо только она по своей природе способна оказывать помощь человеку в образовании и воспитании, а через них и в развитии. Все дело в том, как понимает сама педагогика Человека, какое место ему отводит в своих исследованиях.

До эпохи Возрождения и Реформации педагогика опиралась на теологическое (религиозное) знание. Теологический центризм считал человека образом и подобием Божьим. В его обязанности входило принимать и разъяснять слово Божье, подчиняться божественным силам, терпеть земные тяготы и восхвалять Создателя. На смену этим взглядам, а скорее в дополнение к ним, пришел антропологический центризм. Согласно ему центром Вселенной является Человек. Только от него и через него можно понять при-роду, общество и само человеческое мышление. В педагогике тоже нельзя понять ни структуру, ни результаты воспитания, образования, обучения вне структуры целостной природы человека. Это направление набрало силу и сегодня считается наиболее перспективным в педагогической науке. Но и это не считается венцом идей, на которых в перспективе может развиваться наша наука. Ученые предсказывают зарождение космического мировоззрения и теории космоцентризма. Согласно этой теории Человек объясняется только в единстве с Космосом. Сторонники ее доказывают существование трансцендентного (выходящего за пределы самого человека и даже Земли) мышления, единой космической (ноосферной) мыслительной оболочки Вселенной. Если эта теория будет подтверждаться, то педагогике предстоит крупнейшая перестройка в направлении ее на развитие человека, общающегося с другими мирами.

Все три мировоззрения в понимании Человека сегодня актуальны. Религия, несмотря на десятки лет гонений и запретов, не умерла. Более того, ее влияние на людей сегодня расширяется. Библия есть первый учебник по педагогике в духе теологического представления о человеке. Антропологический центризм, начавшийся с К. Д. Ушинского, после десятилетий забвения еще только развивается и находит своих последователей. Космоцентризм ныне развивается в ряде учений, и находит еще больше последователей.

Источник: 
Безрукова В.С., Педагогика
Темы: