Составление проектов бюджета

Составлению проектов бюджетов предшествуют разработка прогнозов социально-экономического развития РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и отраслей экономики, а также подготовка сводных финансовых балансов, на основании которых органы исполнительной власти осуществляют разработку проектов бюджетов.

Проекты бюджетов составляются с учетом необходимости достижения минимальных государственных социальных стандартов на основе нормативов финансовых затрат на предоставление государственных или муниципальных услуг, а также в соответствии с другими нормами (нормативами), установленными законодательством РФ, субъектов РФ, правовыми актами органов местного самоуправления.

Основные параметры будущих бюджетов определяются бюджетным посланием Президента РФ, которое направляется Федеральному Собранию не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому году. В послании определяется бюджетная политика на очередной год.

Составление проектов бюджетов — исключительная прерогатива Правительства РФ, соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляют Минфин РФ, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований.

К сведениям, необходимым для составление проектов бюджетов, относятся сведения о:

  • действующем на момент начала разработки проекта бюджета налоговом законодательстве;
  • нормативах отчислений от собственных и регулирующих доходов бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;
  • предполагаемых объемах финансовой помощи, предоставляемой из бюджетов других уровней;
  • видах и объемах расходов, передаваемых с одного уровня бюджетной системы на другой;
  • нормативах финансовых затрат на предоставление государственных или муниципальных услуг;
  • нормативах минимальной бюджетной обеспеченности.

Составление бюджета основывается на:

  • Бюджетном послании Президента РФ;
  • прогнозе социально-экономического развития соответствующей территории на очередной год;
  • основных направлениях бюджетной и налоговой политики соответствующей территории на очередной год;
  • прогнозе сводного финансового баланса по соответствующей территории на очередной год;
  • плане развития государственного или муниципального сектора экономики соответствующей территории на очередной год.

Прогноз социально-экономического развития территории разрабатывается на основе данных:

  • социально-экономического развития территории за последний отчетный период;
  • прогноза социально-экономического развития территории до конца базового года;
  • тенденций развития экономики и социальной сферы на планируемый год.

Перспективный финансовый план — это документ, формируемый одновременно с проектом бюджета на основе среднесрочного прогноза социально-экономического развития РФ, субъекта РФ, муниципального образования и содержащий данные о прогнозных возможностях бюджета по мобилизации доходов, привлечению государственных или муниципальных заимствований и финансированию основных расходов бюджета. План законодательно не утверждается.

Перспективный финансовый план разрабатывается на три года, из которых первый год — это год, на который составляется бюджет, следующие два года — плановый период, на протяжении которого прослеживаются реальные результаты заявленной экономической политики.

Исходной базой для формирования перспективного финансового плана является бюджет на текущий год.

Перспективный финансовый план ежегодно корректируется с учетом показателей уточненного среднесрочного прогноза социально-экономического развития, при этом плановый период сдвигается на один год вперед.

План составляется по укрупненным показателям бюджетной классификации.

Баланс финансовых ресурсов представляет собой баланс всех доходов и расходов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и хозяйствующих субъектов на определенной территории. Этот баланс составляется на основе отчетного баланса финансовых ресурсов за предыдущий год в соответствии с прогнозом социально-экономического развития соответствующей территории и является основой для составления проекта бюджета.

В процессе составления бюджета каждому главному распорядителю, распорядителю бюджетных средств и бюджетному учреждению устанавливаются задания по предоставлению государственных или муниципальных услуг в зависимости от цели функционирования конкретного главного распорядителя, распорядителя бюджетных средств, бюджетного учреждения, государственного или муниципального унитарного предприятия.

Предоставление государственных или муниципальных услуг основывается на нормативах финансовых затрат на их оказание. Федеральный орган исполнительной власти разрабатывает и утверждает эти нормативы на единицу услуг.

При составлении проекта бюджета выделение средств конкретному главному распорядителю, распорядителю бюджетных средств, бюджетному учреждению определяется с учетом этих нормативов и задания на предоставление услуг.

Нормативы финансовых затрат на предоставление государственных или муниципальных услуг используются при расчете финансирования государственного заказа на предоставление государственных или муниципальных услуг, выполняемого государственными, муниципальными унитарными предприятиями или иными юридическими лицами.

Разработка проекта бюджета основывается также на плане развития государственного или муниципального сектора экономики, который включает:

  • перечень и сводный план финансово-хозяйственной деятельности федеральных казенных предприятий, а также государственных или муниципальных унитарных предприятий;
  • программу приватизации государственного или муниципального имущества и приобретения имущества в государственную или муниципальную собственность;
  • сведения о предельной штатной численности служащих и военнослужащих по главным распорядителям бюджетных средств.

Порядок составления, утверждения и установления показателей планов финансово-хозяйственной деятельности государственных и муниципальных предприятий определяется федеральным законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.

В план развития государственного сектора экономики федерального уровня включается в форме сводного плана по главным распорядителям бюджетных средств план предоставления государственных или муниципальных услуг бюджетными учреждениями.

Долгосрочные целевые программы разрабатываются органом исполнительной власти, органом местного самоуправления и подлежат утверждению соответствующим законодательным (представительным) органом.

Перечень программ разрабатывается органом исполнительной власти в соответствии с прогнозом социально-экономического развития и определяемыми на основе этих прогнозов приоритетами.

Долгосрочная целевая программа, предлагаемая к утверждению и финансированию за счет бюджетных средств или средств внебюджетного фонда, содержит:

  1. технико-экономическое обоснование;
  2. прогноз ожидаемых социально-экономических (экологических) результатов реализации программы;
  3. наименование заказчика программы;
  4. сведения о распределении объемов и источников финансирования по годам.

Составление проекта бюджета осуществляется на основе налогового законодательства, действующего на момент составления проекта.

В проекте закона о бюджете должны содержаться основные характеристики бюджета: общий объем доходов бюджета, общий объем расходов бюджета и дефицит бюджета. В проекте должны содержаться также следующие показатели:

  • прогнозируемые доходы бюджета по группам, подгруппам и статьям классификации доходов бюджетов РФ;
  • нормативы отчислений от собственных доходов бюджета, передаваемых бюджетам других уровней.

В проекте закона о бюджете должны быть установлены:

  1. расходы бюджета по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации расходов бюджетов;
  2. общий объем капитальных и текущих расходов бюджета;
  3. расходы и доходы целевых бюджетных фондов;
  4. объемы финансовой помощи бюджетам других уровней, предоставляемой в форме дотаций, субвенций и субсидий, по бюджетам, получающим указанную помощь;
  5. распределение ассигнований по главным распорядителям в соответствии с ведомственной структурой расходов соответствующего бюджета.

В проекте закона о бюджете в составе расходов устанавливаются лимиты предоставления налоговых кредитов на срок, превышающий пределы очередного года.

Проект определяет следующие характеристики государственного или муниципального долга:

  • источники финансирования дефицита бюджета;
  • верхний предел долга по состоянию на 1 января следующего года, с указанием в том числе предельных объемов обязательств по государственным или муниципальным гарантиям.

Здесь же определяются:

  • верхний предел государственного внешнего долга РФ по состоянию на 1 января следующего года;
  • предел государственных внешних заимствований РФ;
  • объемы и перечень государственных внешних заимствований РФ по показателям источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;
  • пределы предоставления Российской Федерацией государственных кредитов иностранным государствам и их юридическим лицам, а также международным организациям (в том числе государствам — участникам СНГ);
  • предел предоставления государственных гарантий третьим лицам на привлечение внешних заимствований.

В проекте закона о федеральном бюджете должны быть также определены соотношения между величиной прожиточного минимума и минимальным размером пенсии по старости, минимальными размерами стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат.

Для составления проекта бюджета подготавливаются следующие документы и материалы:

  • прогноз социально-экономического развития соответствующей территории на очередной год;
  • основные направления бюджетной и налоговой политики территории на очередной год;
  • прогноз сводного финансового баланса территории на очередной год.

Одновременно с проектом бюджета составляются:

  • прогноз консолидированного бюджета территории на очередной год;
  • адресная инвестиционная программа на очередной год;
  • план развития государственного или муниципального сектора экономики;
  • структура государственного или муниципального долга и программа внутренних и внешних заимствований, предусмотренных на очередной год для покрытия дефицита;
  • оценка потерь бюджета от предоставленных налоговых льгот;
  • оценка ожидаемого исполнения бюджета за текущий год.

Исходными макроэкономическими показателями для составления проекта бюджета являются:

  1. объем ВВП на очередной год и темп его роста в очередном году;
  2. уровень инфляции (декабрь очередного финансового года к декабрю текущего года).

Бюджетный кодекс регламентирует порядок составления проекта федерального бюджета.

Составление проекта федерального бюджета осуществляется Правительством РФ и начинается не позднее чем за 10 месяцев до начала очередного года.

Уполномоченный орган исполнительной власти организует разработку прогноза социально-экономического развития РФ на очередной год и уточнение параметров среднесрочного прогноза социально-экономического развития РФ, положенного в основу перспективного финансового плана.

Минфин РФ организует разработку:

  • проектировок основных показателей федерального бюджета на среднесрочную перспективу;
  • проекта закона о федеральном бюджете на очередной год.

Проектировки основных показателей бюджета на среднесрочную перспективу разрабатываются одновременно с проектом бюджета на очередной год на основе среднесрочной программы Правительства РФ, среднесрочного прогноза социально-экономического развития РФ и прогноза Сводного финансового баланса по территории РФ.

Первый этап формирования федерального бюджета — разработка федеральными органами исполнительной власти и выбор Правительством РФ плана-прогноза функционирования экономики на очередной год, содержащего основные макроэкономические показатели, характеризующие состояние экономики.

На основании выбранного плана-прогноза Минфин РФ разрабатывает основные характеристики федерального бюджета и распределение расходов бюджета на очередной год в соответствии с функциональной классификацией расходов бюджетов РФ и проектировок основных доходов и расходов бюджета на среднесрочную перспективу.

Одновременно Правительством РФ рассматриваются предложения о соотношениях между величиной прожиточного минимума и минимальным размером оплаты труда, минимальным размером пенсии по старости, минимальными размерами стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат, а также предложения о порядке индексации заработной платы работников бюджетной сферы и государственных пенсий, денежного содержания федеральных служащих, денежного довольствия военнослужащих в очередном году и на среднесрочную перспективу.

Минфин РФ в двухнедельный срок со дня принятия Правительством РФ основных характеристик бюджета и распределения его расходов в соответствии с функциональной классификацией расходов бюджетов РФ:

  • направляет бюджетные проектировки федеральным органам исполнительной власти для распределения по конкретным получателям средств бюджета;
  • уведомляет органы исполнительной власти субъектов РФ о методике формирования межбюджетных отношений РФ и субъектов РФ на очередной год и на среднесрочную перспективу.

Второй этап формирования федерального бюджета — распределение федеральными органами исполнительной власти предельных объемов бюджетного финансирования на очередной год в соответствии с функциональной и экономической классификациями расходов бюджетов РФ и по получателям средств, а также разработка указанными органами предложений:

  • о проведении структурных и организационных преобразований в отраслях экономики и социальной сфере;
  • об отмене нормативных правовых актов, исполнение которых влечет расходование средств, не обеспеченное реальными источниками в очередном году;
  • о приостановлении действия указанных актов или об их поэтапном введении.

Одновременно уполномоченный орган исполнительной власти формирует перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию из бюджета, согласовывает объемы их финансирования.

Несогласованные вопросы по бюджетным проектировкам в предстоящем году и на среднесрочную перспективу подлежат рассмотрению межведомственной правительственной комиссией, возглавляемой министром финансов.

Не позднее 15 июля года, предшествующего очередному финансовому году, должны быть завершены разработка и согласование:

  • показателей проекта бюджета;
  • представляемых одновременно с ним документов и материалов;
  • законопроектов о минимальном размере оплаты труда;
  • законопроектов о минимальном размере государственных пенсий;
  • законопроектов о порядке индексации заработной платы работников бюджетной сферы и государственных пенсий в очередном году;
  • составляемого в виде приложения к проекту закона о бюджете перечня законодательных актов, действие которых отменяется или приостанавливается на очередной год в связи с тем, что бюджетом не предусмотрены средства на их реализацию.

С 15 июля по 15 августа года, предшествующего очередному финансовому году, Правительство РФ рассматривает прогноз социально-экономического развития на очередной год и уточненные параметры прогноза на среднесрочную перспективу, проект федерального бюджета и проекты бюджетов внебюджетных фондов на очередной год, проект перспективного финансового плана, другие документы и материалы, характеризующие бюджетно-финансовую политику в очередном году и на среднесрочную перспективу, представленные Минфином РФ, Минэкономики РФ, другими федеральными органами исполнительной власти, и утверждает проект закона о федеральном бюджете для внесения его в Государственную Думу.

Ключевые слова: Бюджет
Источник: Н.В. МИЛЯКОВ. ФИНАНСЫ
Материалы по теме
Бюджетная классификация РФ
Трошин А.Н., Мазурина Т.Ю., Фомкина В.И. - Финансы и кредит (Высшее образование) - 2009
Правовые основы межбюджетных отношений в РФ
Афанасьев М. П. - Бюджет и бюджетная система, том 2 (Бакалавр и магистр. Академический курс...
Подзаконные нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения
Бюджетное право России : учебник для бакалавриата и магистратуры / Ю. А. Крохина. — 4-е изд...
Полномочия участников бюджетного процесса
Бюджетное право России : учебник для бакалавриата и магистратуры / Ю. А. Крохина. — 4-е изд...
Бюджет рекламной кампании
Катернюк А.В., Рекламные технологии
Объекты бюджетирования
Немировский И.Б., Старожукова И.А., Бюджетирование
Принятие бюджетов и контроль их исполнения
Трошин А.Н., Мазурина Т.Ю., Фомкина В.И. - Финансы и кредит (Высшее образование) - 2009
Межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов Российской Федерации
Афанасьев М. П. - Бюджет и бюджетная система, том 2 (Бакалавр и магистр. Академический курс...
Оставить комментарий