Внебиржевой рынок

В то время как биржевая торговля осуществляется в специально отведенном месте — здании биржи, внебиржевой рынок представляет собой широко разветвленную телекоммуникационную сеть, объединяющую участников торговых операций и обеспечивающую предоставление им необходимой информации для заключения сделок.

Исторически внебиржевой рынок развивался параллельно с биржевой торговлей. Активными участниками внебиржевого рынка были банки, которые выступали в качестве дилеров по покупке и продаже ценных бумаг, а также проводили операции купли-продажи акций и облигаций с инвесторами. Эти операции осуществлялись непосредственно в банке через конторскую стойку, где с одной стороны находился служащий банка, а с другой — инвестор. Данный вид операций получил название торговли «через прилавок» (over the counter). В дальнейшем этот термин закрепился за всеми видами операций, которые совершались вне здания бирж при помощи дилеров. Такой рынок получил название внебиржевого (over the counter market или ОТС).

Крупнейшей в мире внебиржевой системой торговли ценными бумагами является Автоматизированная система котировок Национальной ассоциации дилеров по ценным бумагам (NASDAQ), которая была создана в США в 1971 г. В настоящее время в системе NASDAQ осуществляется торговля более 5000 акций компаний. В торговле участвуют более 50 стран мира, которые совершают операции с отдаленных терминалов.

На внебиржевом рынке, как правило, осуществляется торговля ценными бумагами эмитентов, не прошедших процедуру листинга на бирже из-за недостаточности капитала, короткого срока работы на рынке и т. п. За счет этого расширяется круг эмитентов, которые могут выставить свои акции для торговли на организованном рынке. Для того чтобы ценные бумаги были допущены к обращению на организованном внебиржевом рынке, они проходят процедуру листинга, которая гораздо мягче, чем листинг на бирже. Однако к компании предъявляются требования по минимальной величине активов и числу свободно обращающихся акций, а также ставится условие, чтобы акции компании обязательно котировали несколько дилеров, объявляя твердые цены покупки и продажи. Например, в системе NASDAQ существует правило: акции допускаются к торговле, если не менее двух дилеров берут на себя функции маркет-мейкеров по данным акциям, т. е. обязуются устанавливать твердые котировки, по которым будут продавать и покупать акции компании. В среднем один вид ценной бумаги котируют 11 маркет-мейкеров, что обеспечивает высокую степень ликвидности рынка. Инвестор, желающий купить акции конкретной компании, может в любой момент их приобрести по цене предложения у дилера, а желающий продать акции имеет возможность их реализовать по цене спроса, объявляемой дилером.

В процессе своего развития система NASDAQ модифицировалась, изменялись условия листинга и торговли, с тем чтобы более полно удовлетворить запросы клиентов. Акции, которые наиболее активно торгуются в системе NASDAQ (а эмитенты отвечают определенным требованиям), внесены в особый список — Национальную рыночную систему (National market sistem, NASDAQ/NMS). Примерно 2900 акций включены и этот список. Эти акции обладают повышенной ликвидностью, так как их должны котировать как минимум 4 маркет-мейкера, а эмитенты по величине своего капитала приближаются к требованиям фондовой биржи или даже их превосходят, Обычно организованный внебиржевой рынок рассматривают как этап для подачи документов на биржу. Однако многие всемирно известные компании («Майкрософт», «Эриксон», «Фуджи», «Ниссан» и др.) предпочитают остаться в системе NASDAQ/NMS, считая, что этот рынок обладает большими преимуществами, чем биржевой. Сделки по акциям списка NASDAQ/NMS тщательно контролируются, по ним публикуются достаточно обширные данные, дилеры и инвесторы получают подробную информацию об эмитенте и состоянии рынка этих ценных бумаг.

Другую часть системы NASDAQ составляют акции, которые не активно обращаются на рынке. В конце дня дилеры, котирующие эти акции, сообщают только общее число сделок, совершенных с данными ценными бумагами. Акции из этого списка автоматически переходят в список NASDAQ/NMS, если начинают удовлетворять предъявляемым требованиям.

Внебиржевой рынок во всех странах функционирует как информационно-справочная система. Участники торгов в системе только получают информацию о ценах на акции, устанавливаемых различными дилерами. Для совершения сделки они связываются по телефону, факсу, телексу и др. с дилером и оговаривают все условия купли-продажи ценных бумаг.

В России внебиржевой рынок акций функционирует в виде Российской торговой системы, которая имеет две подсистемы: РТС и РТС-2.

В РТС котируются акции наиболее крупных эмитентов, таких, как РАО «Газпром», РАО «БЭС России», НК ЛУКОЙЛ, АО «Мосэнерго» и другие крупные компании. В 1998 г. в системе РТС котировались акции более, чем 100 компаний.

Правилами торговли предусмотрено, что котировки акций, выставляемые для участников системы, являются не индикативными, а твердыми, т.е. обязательными к исполнению. Среди участников торговой системы выделена группа маркет-мейке-ров, обязанных поддерживать ликвидность рынка. Это достигается тем, что они должны постоянно объявлять двусторонние котировки, т. е. цены на покупку и продажу по ценным бумагам не менее чем трех эмитентов, и односторонние котировки, т.е. цену на покупку или цену на продажу не менее тем по двум эмитентам. При этом объем выставляемых ими лотов должен быть достаточно крупным и составлять не менее 30 тыс. дол. США. Другие участники торговой системы, которые не имеют статуса маркет-мейкеров, имеют право выставлять на продажу или делать заявки на покупку более мелкими лотами, но не менее 10 тыс. дол. США.

За то, что маркет-мейкеры принимают на себя обязательства по поддержанию рынка, им предоставлено право изменять объявленную цену, но не более чем на 10%.

Для расширения сферы действия внебиржевого рынка во второй половине 1996 г. была введена в действие система РТС-2, предусматривающая торговлю ценными бумагами с ограниченной ликвидностью. Для данных акций введена упрощенная система листинга, которая допускает к торговле ценные бумаги, удовлетворяющие следующим требованиям:
— ценная бумага представляет интерес как минимум для одного участника, и существует возможность свободного обращения ее на рынке;
— размер собственного капитала эмитента должен быть не менее 5 млн. руб.;
— реестр ценных бумаг эмитента ведет специализированный регистратор.

В начале 70-х годов в странах с развитым фондовым рынком начали появляться так называемые «третьи» и «четвертые» рынки, на которых осуществлялась внебиржевая торговля ценными бумагами, имеющими биржевые котировки. Возникновение новых рынков было связано с тем, что правилами биржевой торговли предусматривалось взимание фиксированных комиссионных за операции, проведенные на бирже. Данная норма была экономически невыгодна институциональным инвесторам, которые проводили крупномасштабные операции с ценными бумагами. Фиксированные ставки комиссионных процентов ложились тяжким бременем на затраты институциональных инвесторов, которые начали искать пути снижения трансакционных издержек при проведении операций купли-продажи ценных бумаг.

Брокерские фирмы, работающие на внебиржевом рынке, устанавливают гибкие комиссионные ставки, которые, как правило, уменьшаются при увеличении масштабов операций. Эти фирмы весьма успешно конкурировали с брокерскими конторами, имеющими места на фондовой бирже. В результате сложился «третий» рынок, на котором осуществляется внебиржевая торговля зарегистрированными на бирже ценными бумагами. На данном рынке институциональные инвесторы через брокерские компании приобретают котирующиеся на бирже ценные бумаги при значительно меньших затратах на оплату посреднических услуг. Большим преимуществом «третьего» рынка является также то, что торговля на нем может осуществляться в любое время, т.е. за пределами временных рамок проведения биржевой сессии. Сделки по акциям продолжают проводиться даже тогда, когда на бирже по каким-либо причинам торговля этими бумагами приостановлена.

«Четвертый» рынок представляет собой внебиржевую торговлю ценными бумагами, как имеющими листинг на фондовой бирже, так и не включенными в котировальный лист, которую ведут между собой институциональные инвесторы напрямую, минуя посреднические конторы. В США этот рынок представлен несколькими автоматизированными системами, пользователи которых при намерении заключить сделку вводят информацию с указанием цены и количества ценных бумаг, которые желают приобрести или продать. Эта информация доступна другим участникам торговой системы, заключающим соответствующую сделку при наличии интереса к поступившему предложению.

Источник: 
Фондовый рынок. Учебник. Под редакцией Н.И.Берзона