Группа психодрамы

Классическая психодрама — это терапевтический групповой процесс, в котором используется инструмент драматической импровизации для изучения внутреннего мира клиента.

Психодрама основывается на предположении, что исследование чувств, формирование новых отношений и моделей поведения более эффективно при использовании действий, реально приближенных к жизни по сравнению с использованием вербализации .

Создание и развитие психодрамы связано с исследованиями Якоба Леви Морено (1892-1974), основателя социометрии. Морено впервые задумался об игровых методиках, когда наблюдал, как дети в играх воплощают свои фантазии. Таким образом, психодрама базируется на игровом принципе. Понятие о драме как терапевтическом методе возникло в результате театрального эксперимента, начатого Морено в Вене после первой мировой войны и получившего название «спонтанный театр».

Цель психодрамы состоит в том, чтобы облегчить клиенту проявление скрытых чувств, обеспечить достижение инсайта и помочь создать новые и более эффективные формы поведения, раскрыть неисследованные возможности разрешения конфликтов. Психодрама помогает клиенту .раскрыть глубинные эмоции в гораздо более яркой и действенной форме, чем это позволяют сделать другие методы, основанные на словесном описании переживания. Во время психодрамы происходит поиск эффективных путей решения психологических проблем разных уровней: от обыденного, бытового до экзистенциального. Задачи психодрамы :
1. Творческое переосмысление собственных проблем и конфликтов.
2. Выработка более глубокого и адекватного самопонимания клиентом.
3. Преодоление неконструктивных поведенческих стереотипов и способов эмоционального реагирования.
4. Формирование нового адекватного поведения и новых способов эмоционального реагирования.

К основным понятиям психодрамы относят: понятие ролевой игры, спонтанность, теле, катарсис, инсайт.

1. Ролевая игра

Ролевая игра — широко применяемый в психодраме прием — состоит в исполнении какой-либо роли в любительском представлении. Психодрама создает такие условия, при которых участники группы, играя роль, могут творчески работать над своими личностными проблемами. В рамках психодрамы поощряется импровизация — разыгрывание ролей и ситуаций, актуальных для группы, поэтому и «сценарий», и «постановка» являются результатом работы не профессионалов, а самих участников группы. Психодрама дает возможность преодолеть устойчивые модели поведения. В отличие от традиционного театра психодрама поощряет изучение реальных и важных для участников ролей. Сценарий и постановка являются результатом работы не автора и режиссера, а самого участника .

В целях исследования личностно значимого материала нельзя запрещать во время психодраматического занятия члену группы играть любую из ролей — будь то жестокий убийца, обольстительный соблазнитель, нереалистичный или гротесковый персонаж.

2. Спонтанность
Понятие «спонтанность» (и родственное ему понятие «творчество» основывается на наблюдениях Морено за ролевыми играми детей и опыте работы в «спонтанном театре». Спонтанность предполагает уход от ригидности социально-ролевого поведения, которая предписывается в традиционном театре. В психодраме нет специально написанных ролей и-сценариев, актеры могут основываться на знакомых переживаниях или выбирать любые поведенческие стратегии, даже не используемые в прошлом опыте.

Понятие «спонтанность» у Морено содержит две основные переменные: адекватный ответ и новизна. Таким образом, поведение должно быть как новым, так и адекватным для данной ситуации.

3. Теле
«Теле» обозначает двусторонний процесс передачи эмоций между клиентом и психологом. Понятие «теле» включает в себя негативные и позитивные чувства, возникающие между людьми в психодраматическом действии.

В то время как эмпатия — это односторонее вчувствование одного человека во внутренний мир другого, «теле» представляет собой взаимный обмен эмпатиями и признаниями. Когда члены группы меняются ролями или пытаются посмотреть на мир чужими глазами, они вовлекаются в отношения «теле».

Результатом использования понятия «теле» в изучении групп является признание того, что люди видят других не такими, какие они есть на самом деле, а такими, какими они проявляются в отношении к ним.
4. Катарсис
Психодраматическая ситуация предназначена для полного эмоционального освобождения. Сила испытываемого участниками катарсиса зависит от их спонтанности. Катарсис испытывают как авторы конкретной драматической ситуации (протагонисты), использующие личностно значимый материал, так и актеры, воплощающие эту ситуацию на сцене.

Аудитория в психодраме также может быть вовлечена в процесс переживания катарсиса.

Инсайт
Инсайт — это вид познания, который приводит к немедленному решению или новому пониманию имеющейся проблемы . Групповая психодрама ставит своей целью создание такого климата в группе, в котором возможны максимальные проявления катарсиса, познания и инсайта. Психодрама дает участникам возможность заново пережить важные события своего прошлого, используя разнообразные приемы. Как правило, наивысшее эмоциональное напряжение возникает в группе во время сценического действия, а не после него, при обсуждении информации или групповом анализе. Однако иногда инсайт может возникать одновременно с катарсисом, а также при обсуждении переживаний, возникших в ходе психодраматического действия.

Процедура психодрамы включает в себя пять основных элементов:
1. Протагонист в психодраме — главное действующее лицо (герой), который представляет свои проблемы. Протагонист, изображая события из своей жизни, дает собственную интерпретацию прошлой жизненной ситуации перед группой участников. С помощью режиссера, аудитории и специальных творческих приемов протагонисты осуществляют действия по принципу «здесь и теперь», для того чтобы достичь инсайта при осознании своей психической реальности и улучшить способность функционирования в реальной жизни.
2. Режиссер (фасилитатор) психодрамы (как правило, психолог) является одним из наиболее активных руководителей групп. Его функции заключаются в организации психодраматического действия, пространства, создании атмосферы доверия, стимулировании участников к спонтанности, подготовки протагониста и всей группы к ролевой игре, выявлении проблем, переживаний клиента, комментировании, включении вспомогательных персонажей, организации обсуждения, эмоционального обмена и анализа, интерпретации происходящего. Режиссер создает в группе определенную атмосферу, распределяет роли (запускает представления, дает им определенные направления), предоставляя тем самым всем членам группы возможность перевести свои мысли и чувства на язык драматического действия.
3. Вспомогательные «Я». Это участники, исполняющие вспомогательные роли и усиливающие функции психолога. Вспомогательные «Я» могут олицетворять значимых для протагониста людей или части его собственного «Я». Основные функции вспомогательных «Я»: сыграть роль, которая необходима протагонисту для реализации замысла; помочь понять, как протагонист воспринимает взаимоотношения с другими персонажами; сделать видимым неосознаваемые протагонистом отношения; направлять протагониста в решении проблем и конфликтов; помочь протагонисту перейти от драматического действия к реальной жизни.
4. Аудитория (зрители) состоит из тех членов группы, которые не играют ролей в данном психодраматическом действии. В заключительной фазе занятия они демонстрируют свои эмоциональные отношения к происшедшему и раскрывают собственные проблемы и конфликты, аналогичные обсуждавшимся во время занятия. Аудитория, эмоционально вовлекаясь в психодраму, может достичь состояния инсайта по отношению к собственным проблемам.

5. Сцена. Это место в пространстве, где разворачивается действие. Часто психодраму применяют в специально организованных для этого театрах или приспособленных для игры кабинетах. Классической формой психодраматической сцены является трехъярусная конструкция, над которой возвышается полукруглый балкон. Располагаясь на первом ярусе, протагонист и ведущий психодрамы оказываются вне групповой ситуации, попадают непосредственно в пространство психодрамы. На втором ярусе, где они сидят друг перед другом или прохаживаются по сцене, происходит вступительная беседа, при этом группа в той или иной степени исчезает из поля зрения протагониста. На третьем ярусе может осмысливаться и эмоционально переживаться уже разыгранная сцена, которая затем может плавно перейти в другую. Само психодраматическое действие разыгрывается на третьем ярусе, на круглой платформе (4 м в диаметре). Балкон служит для конкретизации различного пространственного опыта, например взлета или падения, подъема или спуска, вскарабкивания или соскальзывания.

Если же нет подобной сцены, то вместо нее может быть использовано любое пространство в кругу группы. Оно должно быть достаточно велико, чтобы протагонист и антагонист имели простор для психодраматического действия, а само помещение должно иметь правильные пропорции.

Фазы развития психодрамы
1. Первой фазой развития классической психодрамы является психическая разминка. Разминка состоит из трех стадий: постепенное раскрепощение двигательной активности участников; стимуляция спонтанных поведенческих реакций; фокусировка внимания членов группы на конкретном задании или теме.

Разминка позволяет членам группы преодолеть страх показаться наивным или беспокойство по поводу собственных актерских способностей.
2. Фаза психодраматического действия. На этой фазе режиссер выбирает участника либо доброволец-протагонист сам предлагает для действия личностные проблемы. Режиссер выслушивает рассказ протагониста о его проблеме для того, чтобы получить достаточную информацию для организации действия. Протагонист импровизирует, пытается воссоздать прошлую ситуацию.

3. Фаза обсуждения, или интерпретации — является завершающей. Когда действие закончено, протагонист и остальные члены группы приступают к его анализу. Фаза обсуждения обычно состоит из двух частей: ролевой обратной связи, идентификационной обратной связи. В ролевой обратной связи партнеры по очереди описывают протагонисту чувства, которые появлялись у них при исполнении отведенных им ролей, а также при изображении протагониста при обмене ролями. В идентификационной обратной связи участвуют зрители и ведущий психодрамы, поскольку во время игры они идентифицировались с протагонистом или с одним из изображенных людей, имеющих к нему отношение.

Базовые техники психодрамы
На протяжении всей психодрамы режиссер помогает протагонисту развивать действие, используя определенные психодраматические техники и методики. Среди наиболее распространенных можно отметить такие, как представление самого себя, исполнение роли, диалог, монолог, дублирование, реплики в сторону, обмен ролями, техника зеркала .

Представление самого себя (самопрезентация). Эта техника состоит из серии коротких ролевых действий, в которых протагонист изображает самого себя или кого-то очень важного для себя. В этих действиях протагонист является единственным участником и представление получается абсолютно субъективным.

Исполнение роли — имитация поведения какого-то человека или принятие роли части тела, животного, неодушевленного предмета.

Диалог — изображение в ролевых играх взаимоотношений между реальными людьми, где каждый играет самого себя.

Монолог — это проговаривание своих чувств и мыслей вслух; театральная реплика, в которой протагонист выражает свои скрытые мысли и чувства к себе самому и к аудитории.

Дублирование (второе «Я») — техника, при которой вспомогательное лицо играет дублирующую роль протагониста. Пытаясь стать протагонистом, принимая телесные позы и перенимая его привычки, «психологический двойник» помогает протагонисту и поддерживает его.

Реплики в сторону — ситуация ролевой игры, в которой протагонист общается со вспомогательным лицом и говорит вслух, что он действительно думает, чувствует или собирается делать.

Обмен ролями состоит в том, что протагонист играет другие ключевые роли в поставленных им представлениях. Другими словами, два человека меняются местами — физически — так, что А становится Б и Б становится А. При этом каждый принимает позу, манеры, психологическое состояние другого.

Техника зеркала осуществляется вспомогательным лицом, исполняющим роль протагониста в течение короткого времени, а протагонист наблюдает за ним, удалившись из пространства действия. «Зеркало» позволяет протагонисту понять, как его воспринимают другие.

Проигрывание возможных будущих жизненных ситуаций. Участники должны представить себе, что произошло бы, если реально драматизируемая ими проблемная ситуация оказалась иной, чем она есть на самом деле, или разрешилась каким-нибудь другим способом. Импровизированно воссоздаются и проигрываются возможные ситуации, которые могут сложиться в будущем.

Идеальный другой — эта техника дает возможность протагонисту испытать отношение к себе, которого он ждет, но которое может не быть возможным в реальной жизни. «Идеальный другой» — это тот другой, изображаемый вспомогательным «Я», который в психодраме становится тем идеальным образом этого человека, т.е. таким, каким его хотел бы видеть протагонист в реальной жизни.