Виды психокоррекции

Основанием для выделения различных видов психокоррекции могут стать направленность процесса, количество участников, содержание работы, ее форма и т.д. Остановимся на некоторых из них.

1. По характеру направленности выделяют коррекцию:

  • симптоматическую;
  • каузальную.

Симптоматическая коррекция (коррекция симптомов), как правило, предполагает кратковременное воздействие с целью снятия острых симптомов отклонений в развитии, которые мешают перейти к коррекции каузального типа.

Каузальная (причинная) коррекция направлена на источники и причины отклонений. Данный вид коррекции более длителен по времени, требует значительных усилий, однако более эффективен по сравнению с симптоматической коррекцией, так как одни и те же симптомы отклонений могут иметь совершенно разную природу, причины и психологическую структуру нарушений.

2. По содержанию различают коррекцию;
• познавательной сферы;
• личности;
• аффективно-волевой сферы;
• поведенческих аспектов;
• межличностных отношений:

  • внутригрупповых взаимоотношений (семейных, супружеских, коллективных);
  • детско-родительских отношений.

3. По форме работы с клиентом различают коррекцию:
• индивидуальную;
• групповую:

  • в закрытой естественной группе (семья, класс, сотрудники и т.д.);
  • в открытой группе для клиентов со сходными проблемами;
  • смешанную форму (индивидуально-групповую).

4. По наличию программ:

  • программированную;
  • импровизированную.

5. По характеру управления корригирующими воздействиями:

  • директивную;
  • недирективную.

6. По продолжительности:

  • сверхкороткую (сверхбыструю);
  • короткую (быструю);
  • длительную;
  • сверхдлительную.

Сверхкороткая психокоррекция длится минуты или часы и направлена на разрешение актуальных изолированных проблем и конфликтов. Ее эффект может быть нестойким.

Короткая психокоррекция длится несколько часов и дней. Применяется для решения актуальной проблемы, как бы «запускает» процесс изменения, который продолжается и после завершения встреч.

Длительная психокоррекция продолжается месяцы, в центре внимания — личностное содержание проблем. Во время коррекции прорабатывается множество деталей, эффект развивается медленно и носит стойкий характер.

Сверхдлительная психокоррекция может продолжаться годы и затрагивает сферы сознательного и бессознательного. Много времени уделяется достижению понимания сути переживаний. Эффект развивается постепенно, носит длительный характер.

7. По масштабу решаемых задач различают психокоррекцию:

  • общую;
  • частную;
  • специальную.

Под общей коррекцией подразумеваются мероприятия об-щекоррекционного порядка, нормализующие специальную микросреду клиента, регулирующие психофизическую, эмоциональную нагрузки в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями, оптимизирующие процессы созревания психических свойств у личности, что само по себе может способствовать ликвидации психических нарушений и гармонизации личности в ходе дальнейшего развития.

Под частной психокоррекцией понимают набор психолого-педагогических воздействий, представляющих собой адаптированные для детского и подросткового возраста психокоррекционные приемы и методики, используемые в работе со взрослыми, а также специально разработанные системы психокоррекционных мероприятий, основанных на ведущих для определенного возраста онтогенетических формах деятельности, уровнях общения, способах мышления и саморегуляции.

Каждый прием имеет, как правило, несколько направлений психокоррекционного воздействия. Частная психокоррекция вооружает специалиста арсеналом средств психологического воздействия, которыми он насыщает программу групповой или # индивидуальной работы.

Специальная психокоррекция — это комплекс приемов, методик и организационных форм работы с клиентом или группой клиентов одного возраста, являющихся наиболее эффективными для достижения конкретных задач формирования личности, отдельных ее свойств или психических функций, проявляющихся в отклоняющемся поведении и затрудненной адаптации (застенчивость, агрессивность, неуверенность, сверхнормативность или асоциальность, неумение действовать по правилам и удерживать взятую на себя роль, четко излагать свои мысли, боязливость, аутичность, склонность к стереотипии, конфликтность, завышенная самооценка и т.д.).

Специальная психокоррекция, таким образом, призвана исправлять последствия неправильного воспитания, нарушившего гармоническое развитие, социализацию личности. Негативные аспекты могут быть обусловлены как субъективными, так и объективными факторами.

Независимо от вида психокоррекции принято выделять основные компоненты психокоррекционной ситуации. Коррекционная ситуация включает в себя 5 основных элементов:

  1. Клиент — человек, который имеет проблемы различного рода и нуждается в психологической помощи, в психокоррекции.
  2. Психолог — человек, который помогает и благодаря обучению или опыту воспринимается как способный оказывать помощь.
  3. Теория, которая используется для объяснения проблем клиента. Психологическая теория включает психодинамику, принципы научения и другие психические факторы.
  4. Набор процедур (техник, методов), используемых для решения проблем клиента. Эти процедуры непосредственно связаны с теорией.
  5. Специальные социальные отношения между клиентом и психологом, которые помогают облегчить проблемы клиента.

Еще одним элементом в психокорреционной ситуации (в случае если речь идет о групповой психокоррекции) является группа. Группа определяется как совокупность людей, испытывающих сходные переживания в связи с актуальной проблемой, объединенных общей (психокоррекционной) целью, системой тесных эмоциональных и межличностных отношений, что оказывает поддержку всем участникам психокоррекцион-ного процесса.

Ключевые слова: Психокоррекция
Источник: Истратова О.Н., Справочник по групповой психокоррекции
Материалы по теме
Психологическая коррекция
Соловьева С.Л., Психотерапия
Психологическая помощь беременным женщинам
Титаренко Т.М., Испытание кризисом
Семейное консультирование супружеских пар, ожидающих появления первенца
Психолого-педагогические технологии работы с детьми и семьями «группы риска» : учебно-...
Принципы психологического консультирования
Шнейдер Л.Б., Пособие по психологическому консультированию
Задачи оказания психологической помощи семье
Монина Г.Б., Психология управления персоналом
Системный семейный подход в работе с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации
Психолого-педагогические технологии работы с детьми и семьями «группы риска» : учебно-...
Психологическая помощь
...
Эзотерические техники психокоррекции
Русланов Д.В. Психология: базовая теория и практика. -2-е изд., переработанное и дополненное...
Оставить комментарий