Основные положения теории человеческой индивидуальности

Очевидно, что решение вопроса о биологических основах индивидуально-психологических различий будет зависеть в существенной степени от исходных методологических посылок предпринятого исследования. В своей работе мы решили опираться на принципы общей теории систем, которые не только выступают в качестве источников развития теоретических моделей в различных научных областях, в том числе и дифференциальной психофизиологии, но и выполняют эвристическую роль в постановке и анализе результатов конкретных экспериментальных исследований [49]. Принципы общей теории систем, по выражению П. К- Анохина, выступают инструментом формулировки новых исследовательских задач и перспектив науки в целом. «Система стала тем маяком, который непосредственно освещает путь эксперименту и всем другим видам научного исследования» [32, с. 56].

«...Наиболее характерной чертой системного подхода,— отмечал П. К. Анохин,— является то, что в исследовательской работе не может быть аналитического изучения какого-то частного объекта без точной идентификации этого частного в большей системе. Таким образом, со стратегической и практической точек зрения исследователь должен иметь прежде всего конкретную концепцию системы, которая должна удовлетворять основным требованиям самого понятия системы, и лишь после этого формулировать тот пункт системы, который подлежит конкретному исследованию» [36, с. 20]. Следовательно, системные понятия, с одной стороны, как бы «насыщают» частные научные теории диалектикой, а, с другой — наполняют материалистические категории диалектики конкретным содержанием и тем самым убедительно доказывают реальность их существования. Системный подход, в сущности, есть конкретно-практическая реализация диалектико-материалнетических принципов в процессе изучения явлений и объектов материального мира.

«Сейчас, - пишет Б. Ф. Ломов,— наступает то время, когда в психологии созревают условия для действительной и последовательной реализации системного подхода» [156, с. 40—41].

Основными понятиями системного анализа являются: система, свойство, отношение, связь, подсистема, элемент, часть, целое, функция, организация. Рассмотрим содержание некоторых из них.

В общем случае под системой понимается объект с набором элементов и связей между ними и между их свойствами. При этом элементы (части) функционируют как единое целое. Каждый элемент, подсистема, ячейка работают ради одной цели, стоящей перед системой в целом.

Следовательно, особенность системного подхода состоит в том, что система исследуется как единый организм с учетом внутренних связей между отдельными элементами и внешних связей с другими системами и объектами. Входящие в систему элементы — это части или компоненты системы, причем теоретически можно представить неограниченное множество таких частей. Свойства, дающие возможность описывать систему количественно,— существенные характеристики элементов или системы в целом. Связи — это то, что соединяет элементы и свойства в системном процессе в целое. Предполагается, что связи существуют между всеми системными элементами, а также между всеми подсистемами.

Специфика системного исследования заключается, как правило, не в усложнении методов анализа, а в выдвижении новых принципов подхода к объекту изучения, т. е. в новой ориентации всего процесса исследования. В самом общем виде эта ориентация выражается в стремлении построить целостную картину объекта. Более конкретно она обнаруживается в следующих моментах.
1. Описание элементов не носит самодовлеющего характера при исследовании объекта как системы, поскольку элемент описывается не «как таковой», а с учетом его «места» в целом.
2. Один и тот же «материал» выступает в системном исследовании, обладающим одновременно разными характеристиками, параметрами, функциями и даже принципами строения.
3. Исследование систем оказывается, как правило, неотделимым от исследования условий ее существования.
4. Для системного подхода специфична проблема порождения свойств целого из свойств элементов, и наоборот.
5. Как правило, в системном исследовании недостаточны чисто причинные (в узком смысле этого слова) объяснения функционирования и развития объекта: в частности, для большого класса систем характерна целесообразность как неотъемлемая черта их поведения, хотя целесообразное поведение не всегда может быть уложено в рамки причинно-следственной схемы.
6. Источник преобразований системы или ее функций лежит обычно в самой системе, поскольку это связано с целесообразным характером поведения систем, существеннейшая черта некоторых системных объектов — самоорганизуемость. С этим тесно связана и другая особенность системы: обязательное допущение существования у нее (или ее элементов) некоторого множества индивидуальных характеристик и степеней свободы [312].

Рассмотренные выше особенности системного анализа могут быть вполне применимы и к настоящему исследованию, посвященному изучению биологических основ индивидуально-психологических различий между людьми. И. П. Павлов, писал, что «человек есть, конечно, система (грубее говоря, машина), как и всякая другая в природе, подчиняется неизбежным и единым для всей природы законам, но система, в горизонте нашего современного научного видения, единственная по высочайшему саморегулированию... с этой точки зрения метод изучения системы-человека тот же, как н всякой другой системы: разложение на части, изучение значения каждой части, изучение связи частей, изучение соотношения с окружающей средой и в конце концов понимание, на основе всего этого, ее общей работы и управление ею, если это в средствах человека Но наша система в высочайшей степени саморегулирующаяся сама себя поддерживающая, восстанавливающая, поправляющая н даже совершенствующая» [198, с. 187].

Прежде чем перейти к анализу человеческой индивидуальности как системы, необходимо дать определение этому понятию и рассмотреть место человеческой индивидуальности в более широкой системе «общество — человек — природа».

Общественная жизнь человека осуществляется в двух формах: коллективной и индивидуальной. К Маркс указывал, что «общественная деятельность и общественное пользование существуют отнюдь не только в форме непосредственно коллективной деятельности и непосредственно коллективного пользования... [1, с. 118]. Он различал коллективную (родовую) и индивидуальную жизнь человека. Человек, будучи по своей сущности общественным существом, не совпадает целиком с обществом, не растворяется в нем, а представляет особую индивидуальность.

Индивидуальность, таким образом,— это особая форма бытия человека в обществе, в рамках которой он живет и действует как автономная и неповторимая система, сохраняя свою целостность и тождественность самому себе, в условиях непрерывных внутренних и внешних изменений. Некоторые исследователи в термин «человеческая индивидуальность» вкладывают понятия единичности, неповторимости, уникальности, специфичности человека при сопоставлении его с другими людьми [76, 127, 282 и др.]. Однако, как справедливо отмечает И. И. Резвицкий, сведение человеческой индивидуальности только к факту неповторимости, уникальности значительно обедняет ее научный анализ. По его мнению, определение индивидуальности через выделение ее отдельных признаков (неповторимость, единичность и др.) является необходимым, но не достаточным условием, поскольку они не дают возможности раскрыть г' внутреннюю структуру, выяснить общие механизмы < функционирования и развития, определить ее место в структуре общества. Единичное, считает он, есть лишь предпосылка индивидуальности, в то время как общее является ее содержательной основой, ее сущностью 1акое понимание индивидуальности человека вытекает из ленинского диалектического принципа единства единичного, особенного и общего. И. И. Резвицкий пишет, что «индивидуальность — это такая форма бытия, в которой в специфическом виде выражается общая природа человека. Поэтому сущность человеческой индивидуальности следует искать не за пределами человеческого общества, а в нем самом» [224, с. 15]

Глубоко обоснованный и весьма плодотворный взгляд на данную проблему мы находим у Б. Г. Ананьева, который делает вывод о необходимости подойти к человеческой индивидуальности со стороны целостности, внутренней замкнутости основных свойств человека. «Для того,— пишет Б. Г. Ананьев,— чтобы подойти к проблеме индивидуальности с точки зрения целого (на молярном уровне), нужно представить человека не только как открытую систему, но и как систему «закрытую», замкнутую вследствие внутренней взаимосвязанности ее свойств (личности, индивида, субъекта)» [26, с. 327]. При таком подходе к человеческой индивидуальности последняя не сводится к отдельным свойствам человека или к их совокупности, а относится к целостному человеку. Понятие индивидуальности, таким образом, фиксирует не голый факт единичности человека, а целостное единство многообразных признаков конкретного человека [224].

Таким образом, человеческая индивидуальность — это сложное многоструктурное образование, все элементы и свойства которого образуют единое целое.

Каковы важнейшие признаки и свойства человеческой индивидуальности?

И. И. Резвицкий отмечает прежде всего следующие признаки: целостность, обособленность, неповторимость, автономность, самосознание, творческие способности. Некоторые из указанных свойств и признаков могут быть отнесены к индивидуальности любого живого организма, а не только к человеку. Если для сравнения привести основные признаки биологической индивидуальности, данные Г. Г. Левиным: 1) телесная непрерывность, 2) обособленность от других организмов, 3) мор-фо-физиологическая целостность, 4) неделимость, 5) способность к самостоятельной жизни и развитию [140, с. 444], то такое сравнение позволяет нам рассматривать человеческую индивидуальность как дальнейшее развитие биологической индивидуальности, поскольку биологическая индивидуальность "в человеке не отменяется его социальным бытием, а проявляется специфическим для человека образом.

Индивидуализация организмов рассматривается, как известно, в качестве одного из важнейших факторов эволюции органического и животного мира. И. И. Шмаль-гаузен считал, что индивидуальная прнспосабливаемость организмов способствует «возрастанию темпов прогрессивной эволюции высших форм жизни» [311, с. 405], поскольку индивидуализация обеспечивает гибкость и динамическую устойчивость организмов, улучшает их приспособление к окружающей среде, их способность к самосохранению. Ф. Энгельс отмечал, что в борьбе за существование «имеют наибольшие шансы достичь зрелости и размножиться те особи, которые обладают какой-либо, хотя бы и незначительной, но выгодной в борьбе за существование индивидуальной особенностью» [2, с. 68].

Основной смысл биологической индивидуальности вытекает из взаимоотношений индивида и вида. Согласно законам живой природы каждый организм (в том числе и человек) стремится обеспечить дальнейшее существование вида. Вся активность организмов нацелена в конечном счете на обеспечение жизни в потомстве. Следовательно, образование индивидуальности можно рассматривать как своего рода средство для сохранения преемственности жизни (вида).

Человеческая индивидуальность по сравнению с биологической индивидуальностью приобретает ряд принципиально новых качеств, например самосознание, творческие способности и т. д. В связи с этим возникает новое назначение индивидуальности человека — развитие и сохранение духовного наследия общества.

Таким образом, в человеческой индивидуальности четко вырисовываются два аспекта: социальный и биологический.

В последнее время проблема соотношения социального и биологического в человеке уделяется самое пристальное внимание.