Управление развитием

Прежде чем рассмотреть управленческую деятельность, направленную в будущее, стоит остановиться на понятии развития. Здесь нам снова придет на помощь этимологический словарь. Факт, который сейчас может показаться удивительным: слова «развитие» ни в древнерусском, ни в церковнославянском языках не существовало. Оно появляется в XVIII веке путем переноса по частям немецкого слова Entwicklung (ent раз-, -wickl ви-, - ungтие). В свою очередь, немцы калькировали французское слово developement, откуда и нынешнее англ. development. Во французском языке понятие развитие в его нынешнем значении возникло не ранее XVI века, в средневековом лексиконе его еще нет. Сходными по смыслу являются латинское evoliitio - развёртывание (свитка), раскрывание (книги), в свою очередь происходящее от глагола evolvere, самым древним значением которого является раскатывать, распахивать, а переносным - развивать, раскручивать, прясть нить жизнг?АЪ. В его основе древнее индоевропейское значение гнуть (> виться) и резать (> быстро двигаться, ср. рассекать > расти)244. В русском языке латинский корень -vol- представлен, например, в слове волосы. С понятием волосы, пряжа, веревка сочетается и основное значение русского глагола развить, возникшее в языке естественным путем: развертывать, раскручивать, расплетать, распускать.

В Толковом словаре Даля, изданном в 1863-66 годах, даются такие примеры употребления этого слова: Развить веревку на паклю. Так сверчено, что и не разовьешь. Весна развивает почки. •[звездочка означает переносное значение] Упражненье развивает способности. *Он старается развить мысль об отсутствии в человеке заслуги. Рука развилась, болит в суставе, кисти, зави-ти. Развивать шелк, разматывать коконы, -ся, страдат. и возвр. по смыслу. *У него силы еще не развились. Торговля, промыслы развиваются, расширяются.

Даль приводит отглагольные существительные, которые исчезли из русского языка за последние 150 лет: «развиванье, развив, развивка», обозначающие физическое действие. Употребление слова развитие было ограничено значением роста:
Развитие телесное, рост и полнота; - умственное, духовное, степень зрелости души. Развитие зародыша, созревание и рост его от зачатия.

А к такой фразе: Эта отрасль промышленности у нас в большом развитии - словарь дает пометку: оборот нерусский. Это калька с немецкого Entwicklung'a.

Существует два подхода к управлению развитием. Первый подход основан на постепенном, естественном ходе изменений, в древнем значении разворачивания, раскручивания нити жизни. Понятие заведования, где нет интенции развития, замысла, направленности вперед, во многом основано на принципах неизменности деятельности. Эта включенность в исходное устройство мира, естественность составляет сущность эмпирического знания, которое не предполагает заранее определенных гипотез об устройстве мира. Можно провести аналогию с естественнонаучным методом, когда исследователь наблюдает природные явления, не вмешиваясь в них, и затем делает обобщения, имеющие в классической науке ценность в виде практических следствий. Критикуя претензию последователей тейлоризма на научность, Питер Друкер еще в середине XX века обратил внимание западных исследователей феномена управления на то, что менеджмент является в первую очередь практической деятельностью, которая имеет интегрированную природу. В своей известной работе, которая носит соответствующее название - «Практика менеджмента», Друкер предлагает, в качестве философии менеджмента выбрать управление по целям и самоконтроль. «Этот принцип, -пишет он, - основан на понимании "работы управления", анализе специфики менеджеров как социальной группы* понятиях человеческой деятельности, поведения и мотивации не относится к каждому менеджеру, независимо от его уровня, функции и организации»

Согласуясь с принципами естественнонаучного подхода, теоретическое построение идет вслед за практикой и является обобщением устойчивых паттернов деятельности, которое оформляется в виде общественно значимых предъявляемых правил и норм. В качестве примера управления как нормирования можно привести уже упоминавшиеся выше «истории успеха» и «лучшие практики».

Как происходят изменения, в чем сущность развития? Вот, например, как ответил на него Иозеф Шумпетер. В цитированной выше статье «Развитие» он делает ясное различение между постепенными изменениями, ростом и дискретными изменениями, происходящими «рывком»:
«Лучше всего это показывает пример из области экономики: непрерывный рост населения и богатства объясняет непрерывное улучшение качества дорог и количества почтовых фургонов через постепенную адаптацию. Но, сколько бы почтовых фургонов ни ездило по дорогам, железной дороги вам таким образом не получить. Этот вид "новизны" представляет собой то, что мы здесь понимаем под "развитием": этот термин теперь можно строго определить как такой переход от одной нормы экономической системы к другой ее норме, который не может быть разложен на бесконечно малые этапы. Другими словами, это шаги, между которыми не существует непрерывного пути».

Кажется вовсе не случайным то, что Шумпетер подарил эту статью на юбилей одному из коллег и не стал ее публиковать. В ней он вышел за рамки классического экономического подхода, но остановился перед сложностью прогнозирования развития:
«... В качественных терминах наши возможные действия при встрече с новыми явлениями во всех общественных науках одинаковы. Существуют лишь количественные различия, зависящие от того, насколько то или иное предметное поле поддается точному анализу... Мы можем наблюдать и детально описывать разрывы и скачки..., идентифицировать точки, где возникает новизна... и тем самым выстроить теорию механизмов, связанных с возникновением новизны... мы можем также делать прогнозы относительно многих аспектов явлений, связанных с развитием. Мы определяем проно-зирование как однозначно определенное понимание состояния системы, характеризуемое точно рассчитанной нормой. Эти расчеты основаны на предыдущей норме. Однако в одном случае прогнозирование невозможно, даже если предыдущая норма в точности известна — нельзя предсказать разновидность и размах самой новизны. То есть, одно состояние системы может быть выведено из другого только в рамках одной и той же нормы. Для того чтобы состояния системы оставались в рамках одной и той же нормы, более раннее из них должно быть отклонением от равновесия нормы, а более позднее - тяготеть к этому же равновесию. Но в рамках любой конкретной науки одна норма никогда не может быть выведена из другой, за единственным исключением того, что мы выше назвали ростом...

Даже если мы могли в наивысшей возможной степени предчувствовать, что произойдет, триада "неопределенность, новизна, скачок" осталась бы все так же непобедимой... право апеллировать к изменениям в данных имеет свои пределы, и заканчивается ровно тогда, когда мы начинаем воспринимать общественные науки как единое целое. Тогда передача проблемы из компетенции одной общественной науки в компетенцию другой приводит нас как бы в заколдованный круг... Очевидный пример - теория происхождения видов... Она всегда оказывается бессильной, когда сталкивается с недосягаемостью и неопределенностью инновации, скачка... Она всегда упирается в логические пределы или, иными словами, в тот факт, что наша логика - это логика адаптационных процессов, которая может либо отрицать, либо игнорировать развитие».

Привычка видеть разворачивание явлений как причинно-следственную связь порождала, по мысли Шумпетера, две ложных «ассоциации» развития в виде веры в прогресс и эволюционизма. Для нас первая «ассоциация» представляет несомненный интерес. Несмотря на то, что со времени написания работы прошло почти восемьдесят лет, приписывание изменениям исключительно позитивного характера только усиливается - и не случайно. Прислушаемся к мнению великого ученого:
«Вера в прогресс подразумевает положительную оценку любых изменений. И именно потому, что она подразумевает оценку, она не имеет право на существование в науке. С социологической точки зрения легко понять, почему, на фоне растущих прибылей, поднимающийся слой промышленных и торговых капиталистов принес с собой "веру в прогресс"».

Эволюционизм, по Шумпетеру, является другой тенденцией в современной ему ситуации в гуманитарной области. Речь идет о применении естественнонаучной парадигмы к общественным наукам, в том числе и к вопросам управления. Рассмотрим одну из биологических теорий, объясняющую механизм развития при смене условий окружающей среды.

Источник: 
Голубкова Л.Г., Философия управления