Ощущение и деятельность

Чувствительность человека к действию раздражителей обусловлена их психофизиологическими характеристиками, особенностями структуры, строения и важностью для жизненных функций. Однако отражательные возможности анализаторов не являются константными, неизменными.

Доказано, что наши ощущения изменяются и развиваются под влиянием жизни и требований практической трудовой деятельности. Чувствительность каждого анализатора в большой степени зависит от того, как он используется в процессе деятельности.

Можно выделить две группы факторов, под влиянием которых происходит сенсибилизация ощущений:

  1. сенсибилизация обусловлена необходимостью компенсации сенсорных дефектов (слепота, глухота);
  2. сенсибилизация вызвана специфическими требованиями профессиональной деятельности человека.

Так, утрата чувствительности зрительного анализатора компенсируется повышением чувствительности тактильного. Специальными исследованиями установлено, что у незрячих людей на кончиках пальцев количество пачкниевых телец увеличивается почти на 50%. Возникает чувствительность и к таким раздражителям, для отражения которых нет адекватных анализаторов. Такова, например, дистанционная чувствительность к предметам у слепых.

Сенсибилизация чувствительности наблюдается у лиц, которые длительное время занимаются профессиональной деятельностью, требующей высокого развития соответствующих ощущений.

Так, работники-текстильщики могут различить от 40 до 60 оттенков черного цвета, опытный шлифовальщик способен видеть просвет в деталях в 0.0005 мм, а нетренированный человек может различить просвет в пределах 0.1 мм. Вкусовые ощущения хорошо развиты у работников пищевой промышленности.

Например, дегустаторы могут различать очень тонкие оттенки и характеристики вин (из какого винограда изготовлено вино, где выращен виноград, крепость, содержание сахара, выдержка и т.п.).

Все случаи сенсибилизации ощущений объясняются тем, что различимые качества предметов являются значимыми для успешной практической деятельности человека и его ориентации в окружающей среде.

Темы: Ощущение, Деятельность
Источник: Максименко С.Д., Общая психология
Материалы по теме
Учитель как субъект педагогической деятельности
Сластенин В.А. — «Педагогика»
Формы игровой деятельности
Новиков А.М., Методология образования
Общие принципы организации сенсорных систем
...
Психика, поведение и деятельность
Луковцева А.К., Психология и педагогика
Общие психофизиологические закономерности ощущений
Еникеев М.И., Общая и социальная психология
Распорядительная деятельность
Самыгин С.И., Психология управления
Сенсорная адаптация и взаимодействие ощущений
Маклаков А. Г. - Общая психология
Общение как деятельность
Лисина М.И., Общение, личность и психика ребенка
Оставить комментарий