Виды общественных товаров

Большая часть товаров и услуг в рыночной экономике производится частными предприятиями. Тем не менее рыночный механизм не в состоянии обеспечить производство всех благ и услуг, необходимых для удовлетворения потребностей общества. Поэтому на микроуровне возникает система экономических отношений регулирования производства благ и услуг, которые не могут быть обеспечены рынком.

Такие блага называются в экономической теории «общественными товарами». Механизм их производства изучается в курсе экономики общественного сектора.

Чисто общественные товары имеют два основных свойства: обеспечение ограничения их использования индивидами либо невозможно, либо нежелательно. К таким товарам, например, относится национальная оборона. Действительно, практически не существует возможности исключить кого-либо из числа «пользователей» системы национальной безопасности.

Многие общественные товары являются смешанными, поскольку имеют одно или другое свойство в разной степени. Например, исключение из пользования может быть достижимым, но нежелательным. Нежелательность исключения кого-либо из процесса пользования общественными товарами обусловлена тем, что потребление одним индивидом не уменьшает объем потребления другими, т. е. предельные затраты предложения данного товара каждому дополнительному индивиду равны нулю. Строительство дополнительных светофоров связано с дополнительными затратами, но использование светофоров каждым проезжающим мимо него дополнительным автомобилем не стоит больше.

В некоторых случаях исключение из пользования может быть достижимым, но дорогостоящим. Например, чтобы лишить возможности иногородних автомобилистов бесплатного проезда по территории города, необходимо построить пропускные пункты, обеспечить их нормальную работу, и т. д.

Общественные товары можно произвести и частным образом, но их производство государством более эффективно. Когда не существует дополнительных затрат на дополнительного индивида, использующего данный товар, нет необходимости ограничивать его использование. Но если товар будет производиться частным образом, то фирма назначит плату. Любая плата ограничивает пользование. Таким образом, когда общественные товары производятся частным образом, результатом является их недоиспользование.

Это положение также предполагает, что товары, для которых предельные затраты, связанные с их обеспечением, равны нулю, должны предоставляться бесплатно, несмотря на то, что возможность назначить за них плату существует.

Государство может обеспечивать производство частных товаров, как правило, таких, снабжение которыми дополнительных потребителей связано с большими предельными издержками. Такие товары называются обеспечиваемыми государством частными товарами. Помимо рыночных затрат, важной причиной обеспечения государством некоторых товаров является социальная политика. Так, образование, здравоохранение могут быть и частными. Но если их доступность будет определяться исключительно финансовыми возможностями индивидов, общество будет обречено на социальную и физическую деградацию.

Если частный товар предоставляется бесплатно, то произойдет его перепотребление. В этом случае могут применяться методы ограничения пользованием. Любой метод, ограничивающий потребление товара, называется системой дозирования. Методом обеспечения дозирования могут быть ввести для них льготное налогообложение. Такая мера позволила бы государству концентрировать необходимые ресурсы и направлять их на инвестиционную и инновационную деятельность.

Действительно, в условиях высоких темпов инфляции сохраняются возможности стимулирования инновационной деятельности предприятий, в частности посредством финансового лизинга, не получившего пока достаточного распространения в российской экономике. Переход к рыночным отношениям выдвинул качественно новые потребности в ускоренном решении проблем финансирования инновационной деятельности предприятий с различной организационно-правовой формой собственности.

Важнейшим элементом стимулирования инновационной деятельности со стороны государства является система контрактных отношений между государственными институтами в сфере научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР).

Ключевые слова: Товар
Источник: Мамедов О., Германова О. и др. - Современная экономика - 2000
Материалы по теме
Марка товара
Маркетинг. Учебное пособие
Адаптация товара
Маркетинг. Общий курс., Под редакцией Н.Я. Колюжновой, А.Я. Якобсона
Товарная политика
Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: Учеб. пособие / Под ред. д-ра экон. наук, проф....
Упаковка товара в маркетинге. Функции упаковки
Маркетинг. Учебное пособие
Классификация запасов
Мишина Л.А., Логистика конспект лекций
Анализ конкурентоспособности товаров и услуг
Попова Г. В. - Маркетинг (Краткий курс) - 2010
Товарный ассортимент и номенклатура
Маркетинг. Учебное пособие
Сущность закупочной деятельности
Мишина Л.А., Логистика конспект лекций
Оставить комментарий