Что такое «предприятие»?

Экономика любой страны предстает перед нами как деятельность огромного числа хозяйствующих субъектов, создающих разнообразные товары и услуги. Одни из них производят товары, нужные для жизни человека, — «предметы потребления» (пищу, одежду, обувь и т. д.). Другие создают инвестиционные товары (используемые в процессе производства: станки, машины, руду, металл и т. д.). Есть предприятия, работа которых необходима для того, чтобы доставить сырье или готовую продукцию до мест потребления, — транспортные предприятия. Есть целые группы разнообразных предприятий, которые оказывают производственные услуги — хранят продукцию, обеспечивают энергией, средствами связи и т. д. Наконец, в разнообразных услугах нуждается сам человек, услугах, которые делают его жизнь более удобной, комфортной, освобождающих от бытовых и житейских повседневных забот, и за оказание которых он готов платить.

Если отвлечься от разнообразия продукции, производимой каждым конкретным предприятием, то можно выделить те общие признаки, которые свойственны всем им.

Прежде всего можно увидеть, что каждое предприятие — это совокупность определенных средств производства (так, для того, чтобы произвести чугун, необходимы доменные печи, руда, из которой он выплавляется, уголь, всевозможные добавки и т. д.).

Совокупность средств производства для каждого предприятия, производящего определенный вид продукции, имеет свои особенности, специфику имеют и технологии, т. е. способы изготовления продукции.

Но сами по себе средства производства, не охваченные живым пламенем труда, как образно говорил К. Маркс, есть лишь мертвая груда вещей. Для того, чтобы их оживить, привести в действие, нужен труд, нужны работники, использующие средства производства для создания нового продукта. Поэтому непременным и существенным признаком предприятия является совокупность работников, объединенных общим процессом труда.

В процессе труда между работниками возникает целая гамма отношений, которые называются «производственные отношения». Они включают:
— организационные отношения, обусловленные особенностями технологии производства и разделения труда в рамках данного предприятия (последовательность проведения работ, их упорядочение, взаимодействие различных частей и звеньев предприятия);
— связи, которые обусловлены и вытекают из отношений собственности на средства производства (это отношения распределения, управления, а нередко — и потребления);
— связи, в которые вступает каждое предприятие с другими, внешними по отношению к нему субъектами хозяйственной деятельности.

Названные признаки не существуют отдельно друг от друга. Именно их совокупность и единство придают определенность и целостность предприятию как особому, отдельному звену хозяйственной системы.

Таким образом, предприятие — это обособленный технико-экономический и социальный комплекс, предназначенный для производства полезных для общества благ.

В условиях рыночной экономики, товарного характера общественного производства предприятия выступают в качестве «товаропроизводителей». Производимая ими продукция выступает как «товар», т. е. приобретает товарную форму.

Рыночная среда, в которую погружены и в которой действуют предприятия, преобразует все компоненты предприятия, обусловливает необходимость их денежной оценки и соизмерения с результатами, рыночных принципов использования. Так, все ресурсы, поступающие на предприятие, имеют денежное выражение. Результаты деятельности предприятия также выступают в денежной форме. Даже внутренние ресурсы предприятия по необходимости получают стоимостное выражение через альтернативную стоимость.

Рыночные принципы деятельности — рациональность, экономичность и эффективность — находят на уровне предприятия первичную сферу своего осуществления.

Наконец, конкуренция — этот двигатель рыночного развития — именно в предприятии обретает свой главный субъект.

Производя нужные для общества товары и услуги, создающие их предприятия формируют материальные и социальные условия жизни и развития общества. Значение же предприятий сферы материального производства определяется той ролью, которую играет в жизни общества материальное производство. Следовательно, предприятие — не только обособленное, но и первичное звено экономической системы.

Цель производственной деятельности предприятий носит двойственный характер. Получить от реализации произведенной продукции прибыль, сделать ее как можно большей — такова непосредственная цель и побудительный мстив деятельности предприятий. Но получить прибыль можно, лишь производя нужную для потребителей продукцию, т. е. товары, пользующиеся спросом. Поэтому предприятия вынуждены одновременно добиваться и другой цели — полнее и наилучшим образом удовлетворять запросы потребителей.

Предприятия, основной целью которых является получение прибыли, называются «коммерческими». Конкретные цели и задачи, ради которых создаются и действуют коммерческие предприятия, фиксируются в правовых документах об их создании («Устав предприятия», «Учредительский договор» или в правовых документах общего характера, очерчивающих правоспособность хозяйствующих субъектов).

В настоящее время в оборот активно входит такое понятие, как «фирма».

Фирма — это наименование, под которым предприятия (или их объединения) выступают в хозяйственной деятельности в качестве самостоятельного субъекта.

«Что в имени тебе моем?» — вопрошает герой Шекспира, принц Гамлет. Оказывается, в экономике имя играет не последнюю роль. Оно создает особый образ хозяйствующего субъекта, способствует укреплению позиции в борьбе за качество товаров и приносит немалые прибыли победителям, сумевшим опередить конкурентов в этом постоянном марафоне.

Значение «имени» фирмы и завоеванного ею имиджа так велико, что даже находится под особой защитой права. Завоевание фирмой прочных позиций на рынке конкретного товара нередко приносит ей дополнительные прибыли за счет продажи права пользования ее фирменным наименованием. На этом построена так называемая система «френчайзинга» (френчайс — лицензия, дающая право частной компании функционировать как части большой торговой сети, фирмы). Покупателю френчайса выгодно использование имени компании, за которым стоят и реклама, и репутация, что обеспечивает рост оборота. Многие фирмы к тому же организуют обучение, финансовую поддержку и другую помощь в управлении бизнесом. Продавцам френчайса также выгодна такая сделка, поскольку этим расширяется фирменный бизнес при минимальных затратах. Имеет значение и то, что в этом случае во главе нового «лицензионного» подразделения фирмы находится не наемный работник, а собственник, что не может не повлиять на отношение к делу, заинтересованность в прибыльном его ведении.

Источник: 
Мамедов О., Германова О. и др. - Современная экономика - 2000