Функции и система цен

В рыночной экономике цена выполняет три функции. Во-первых, она дает информацию, ориентирующую действия покупателей и продавцов. Во-вторых, стимулирует наиболее экономичный способ производства и наиболее рациональное поведение спроса. И, в-третьих, через цену происходит главное в рыночной экономике — распределение доходов между ее участниками.

Выполнение этих функций требует, чтобы ценам было обеспечено свободное движение. А такая свобода достижима только при отсутствии инфляции и монополизма, искажающих подлинную динамику цен и тем превращающих цену в лжеинформацию, лжестимул и лжераспределение доходов. Вот почему важнейшей задачей регулирования рыночной экономики является борьба с инфляцией и монополизмом.

Хотя система цен очень сложна, все цены можно свести к трем основным видам — «договорные», «государственные» и «мировые».

Договорные цены — подлинно рыночные, свободные цены, воплощающие свободу предпринимательства. Они устанавливаются соглашением покупателя и продавца, т. е. учитывают только спрос и предложение на данный товар. Недостатком договорных цен является то, что они могут быть спекулятивно завышены (или занижены) и нарушить равновесное состояние рынка. Именно удельный вес договорных цен определяет степень «рыночности» экономики данной страны.

Государственные цены в рыночной экономике устанавливаются вовсе не на продукцию государственных предприятий. Такое мнение просто недоразумение, ибо в рыночной экономике многим государственным предприятиям присуща коммерческая самостоятельность, не уступающая частным. Государственные цены в рыночной экономике устанавливаются на:

  1. продукцию предприятий-монополистов;
  2. базовые (для экономики данной страны) ресурсы;
  3. социально значимые товары.

Система государственных цен состоит из двух элементов: фиксированные цены, жестко устанавливаемые правительством, и регулируемые цены, учитывающие изменения экономической конъюнктуры.

Государственное регулирование цены состоит в установлении ее предельного уровня (или предела ее допускаемого отклонения от значения фиксированной государственной цены).

Мировые цены применяются в международной торговле; по мере развития международной специализации труда их роль возрастает, поскольку они оказывают активное влияние на внутренние цены в качестве оптимальных ориентиров.

Хотя международная торговля характеризуется множеством цен на один и тот же товар (отражая специфику региона, условий и времени коммерческих сделок), мировой ценой считаются цены, по которым совершаются наиболее крупные экспортно-импортные сделки. Эти цены всегда рассчитываются в свободно конвертируемой валюте. Как правило, мировые цены ориентируются на базисные цены, отражающие динамику цен на данный товар за ряд лет.

Мировая цена может отклоняться под влиянием двух факторов: условий транспортировки данного товара и объема покупки («оптовая» и «розничная» цена).

Особую разновидность мировых цен представляют так называемые «трансфертные цены». Эти цены применяются международными корпорациями в сделках между их подразделениями, расположенными в разных странах. Манипуляции трансфертными ценами как внутрифирменными позволяют корпорациям показывать конечные цены продукции в той стране, в которой максимально облегчено налоговое бремя.

Переход от «назначаемых» (директивных) цен к «свободным» (рыночным) в нашей стране зависит от того, как скоро нам удастся создать рыночный механизм ценообразования, который представляет собой свободное взаимодействие свободного спроса и свободного предложения.

Свободное предложение возникает как результат производственной деятельности множества конкурирующих между собой экономически самостоятельных производителей. Для этого нам требуется приватизация и демонополизация основной массы государственных предприятий.

Свободный же спрос появляется в качестве реальной возможности и осознанного стремления всех участников рыночной экономики к высокодоходной деятельности. Для этого необходимо открыть все источники материальных доходов для всего населения (ценные бумаги, землевладение, домовладение, мелкое предпринимательство и т. д.).

Свободное ценообразование есть главный инструмент эффективной самонастройки рыночной экономики. Однако оно имеет и ряд недостатков, прежде всего — несправедливость распределения доходов через цены, во многом зависящие от непредсказуемости их рыночных колебаний. И все же «плюсы» свободного ценообразования перевешивают все неизбежные для него «минусы».

Ключевые слова: Цена
Источник: Мамедов О., Германова О. и др. - Современная экономика - 2000
Материалы по теме
Цены в условиях конкуренции
Панкрухин А.П., Маркетинг. Учебник
Ценовая дискриминация
А.С.Булатов, Экономика
Порядок формирования цен
Экономика, организация и управление предприятием., Н. Л. Зайцев
Ценовая и неценовая конкуренция
Азоев Г.Л., Конкурентные преимущества фирмы
Ценовые и неценовые факторы
А.С.Булатов, Экономика
Сущность и значение себестоимости продукции как экономической категории и ее виды
И. В. Сергеев, И. И. Веретенникова, ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИЙ (ПРЕДПРИЯТИЙ) 2005
Ценовые войны
Азоев Г.Л., Конкурентные преимущества фирмы
Назначение цены продукции
Волкова. Управленческий учет
Оставить комментарий