Экономическое содержание и роль бюджета

В финансовой системе страны бюджет занимает ведущее место. Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации бюджет является формой образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. В бюджете концентрируется часть национального дохода, которая затем перераспределяется, что позволяет осуществлять государственное регулирование экономики и обеспечивать проведение необходимой социальной политики. Перераспределяемая посредством бюджетных отношений часть национального дохода поступает в распоряжение федеральных, региональных и местных органов власти и направляется на строго определенные цели в зависимости от разграничения функций между уровнями управления. Сосредоточение финансовых ресурсов в бюджетах разных уровней позволяет соответствующим органам государственной власти и управления иметь финансовую базу для реализации своих полномочий. СОВОКУПНОСТЬ федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации (региональных бюджетов) и местных бюджетов образует бюджетную систему Российской Федерации, основанную на ее экономических отношениях и государственном устройстве.

В настоящее время бюджетная система страны, основанная на ее государственном устройстве, состоит из федерального бюджета, 21 республиканского бюджета республик в составе Российской Федерации, 56 краевых и областных бюджетов, включая одну автономную область; городских бюджетов Москвы и Санкт-Петербурга; 10 окружных бюджетов автономных округов и около 29 тыс. местных бюджетов, к которым относятся городские, районные, поселковые и сельские бюджеты. Через единую социально-экономическую политику и правовую базу обеспечиваются единство бюджетной системы и самостоятельность всех бюджетов. Между уровнями бюджетной системы Российской Федерации разграничиваются доходная и расходная части бюджетов. Для покрытия расходов нижестоящих бюджетов в случае недостатка закрепленных за ними доходов могут перечисляться дополнительные средства в различных формах из вышестоящих бюджетов. Поэтому доходы, формирующие все виды бюджетов, делятся на закрепленные и регулирующие.

Свод бюджетов в целом по Российской Федерации или по соответствующей территории носит название консолидированных бюджетов, которые ИСПОЛЬЗУЮТСЯ ДЛЯ аналитических и статистических целей.

Взаимосвязь между отдельными звеньями бюджетной системы, организация и ПРИНЦИПЫ ее построения называются бюджетным устройством. Кроме вышеназванных принципов бюджетное устройство предусматривает полноту отражения доходов и расходов бюджетов, их сбалансированность, эффективное и экономное использование бюджетных средств, направляемых на финансирование определенных целей в адрес конкретных получателей этих средств.

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (ст. 129) межбюджетные отношения основываются на следующих принципах:
• распределение и закрепление расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы Российской Федерации;
• разграничение (закрепление) на постоянной основе и распределение по временным нормативам регулирующих доходов по уровням бюджетной системы Российской Федерации;
• равенство бюджетных прав субъектов Российской Федерации, равенство бюджетных прав муниципальных образований;
• выравнивание уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;
• равенство всех бюджетов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенство местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов Российской Федерации.

Оказание финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации может быть осуществлено в формах (ст. 133 Бюджетного кодекса РФ) предоставления:
• дотаций на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации;
• субвенций и субсидий на финансирование отдельных целевых расходов;
• бюджетных кредитов;
• бюджетной ссуды на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих при
исполнении бюджета субъекта Российской Федерации.

Бюджетные средства в виде дотаций и субвенций предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе. Но в первом случае бюджетные средства идут на покрытие текущих расходов, а во втором - на осуществление определенных целевых расходов.

Субсидия — это бюджетные средства, предоставляемые на условиях долевого финансирования целевых расходов бюджету другого уровня, юридическому или физическому лицу.

Формы оказания финансовой помощи из бюджета субъекта Российской Федерации местному бюджету следующие (ст. 139 Бюджетного кодекса РФ):
• предоставление из фондов финансовой поддержки муниципальных образований субъектов Российской Федерации, образуемых в бюджетах субъектов РФ, финансовой помощи на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности муниципальных образований с целью обеспечения финансирования минимальных государственных социальных стандартов, ответственность за финансирование которых возложена на органы ного самоуправления;
• предоставление субвенций на финансирование отдельных целевых расходов;
• иные формы, предусмотренные бюджетным законодательством субъекта Российской Федерации.

В соответствии с Бюджет ным посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию РФ «О бюджетной политике на 2001 г. и на среднесрочную перспективу» совершенствование межбюджетных отношений является одним из ключевых направлений бюджетной политики. В результате уточнения доходных и расходных полномочий у региональных и местных властей возрастут права и ответственность за использование находящихся в их распоряжении финансовых ресурсов. Фонд финансовой поддержки регионов должен распределяться на основе критериев, максимально объективно определяющих налоговый потенциал, т. е. бюджетные доходные возможности, и бюджетные потребности регионов.

Бюджетная система играет важнейшую роль в реализации финансовой политики государства, цели которой обусловливаются его экономической политикой.

Источник: 
Финансы и кредит. под ред Ковалевой А.М. Уч пос. 2005 - 512.
Темы: