Кредитный риск: содержание, оценка, причины и методы управления

Традиционно кредитный риск определяется как риск невозврата денег должником в соответствии со сроками и условиями кредитного договора. В определении сущности кредитного риска существуют различные подходы. Одни авторы включают в понятие «кредитный риск» опасность неуплаты заемщиком основного долга и процентов, причитающихся кредитору. Другие понятие кредитного риска связывают с получаемой банками прибылью: кредитный риск — это возможное падение прибыли банка и даже потеря части акционерного капитала в результате неспособности заемщика погашать и обслуживать долг. Такой подход отражает лишь одну сторону воздействия кредитного риска на прибыль банка — отрицательную, связанную с негативными последствиями кредитования. В то же время исход кредитной сделки может быть и положительным, не исключая при этом наличия определенного уровня риска на протяжении действия кредитного договора.

В основе другого определения кредитного риска лежит неуверенность кредитора в том, что должник будет в состоянии выполнить свои обязательства в соответствии со сроками и условиями кредитного соглашения. Это может быть вызвано:
а) неспособностью должника создать адекватный будущий денежный поток в связи с непредвиденными неблагоприятными изменениями в деловом, экономическом или политическом окружении, в котором оперирует заемщик;
б) неуверенностью в будущей стоимости и качестве (ликвидности и возможности продажи на рынке) залога под выданный кредит;
в) кризисами в деловой репутации заемщика.

Кредитный риск в одинаковой степени относится как к банкам, так и к клиентам и может быть связан с вероятностью спада производства или спроса на продукцию определенной отрасли, невыполнением по каким-то причинам договорных отношений, трансформацией видов ресурсов (чаще всего по сроку) и форс-мажорными обстоятельствами.

Рассматривая вопрос о сущности кредитного риска, необходимо определить его как риск, связанный с движением кредита. Сущность кредитного риска находится в неразрывной связи с сущностью категорий кредита (т.е. формой движения ссудного капитала). Следовательно, сферой возникновения кредитного риска может быть одна из стадий движения ссужаемой стоимости (рис. 21.1).

В процессе кругооборота ссужаемой стоимости принцип возвратности пронизывает все движение кредита и является всеобщим и объективным свойством любой кредитной сделки. Следовательно, нарушение по каким-либо причинам всеобщего свойства кредита приводит к возникновению негативных последствий, убытков, потерь от невозврата ссуды, т.е. к кредитному риску. Одной из сущностных характеристик кредитного риска является несоблюдение принципа возвратности кредита, возникающего в результате разрыва кругооборота движения ссужаемой стоимости.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1) кредитный риск и неопределенность — это два взаимосвязанных понятия, характеризующие действия банка на рынке кредитных операций, так как решения по кредитной сделке банки часто принимают в условиях неопределенности;
2) вероятность наступления позитивного или негативного результата имеет стоимостное выражение — это прибыль или убыток, которые получит кредитор;
3) кредитный риск — это потенциальная вероятность возникновения потерь банка;
4) сферой возникновения кредитного риска является процесс движения ссужаемой стоимости, а причинами его возникновения — различные рискообразующие факторы;
5) риск — это регулируемая экономическая категория, поскольку, основываясь на результатах оценки конкретной экономической ситуации и путем сопоставления ее с прогнозируемым вариантом события, мы можем соразмерить реальность целей и возможностей.

Итак, кредитный риск — это потенциальная возможность потерь основного долга и процентов по нему, возникающая в результате нарушения целостности движения ссужаемой стоимости, обусловленной влиянием различных рискообразующих факторов.

Центральное место в процессе минимизации кредитного риска принадлежит определению методов его оценки по каждой отдельной ссуде (заемщику) и на уровне банка (кредитного портфеля) в целом. Под оценкой кредитного риска заемщика обычно понимают изучение и оценку качественных и количественных показателей экономического положения заемщика. Работа по оценке кредитного риска в банке проводится в три этапа. На первом этапе производится оценка качественных показателей деятельности заемщика, на втором — оценка количественных показателей и на заключительном этапе — получение сводной оценки-прогноза и формирование окончательного аналитического вывода.

Одним из важных методов оценки кредитного риска является метод оценки кредитоспособности клиента, который осуществляется на основе анализа, направленного на выявление его финансового состояния и его тенденций.

Основными источниками информации для оценки кредитного риска заемщика являются: финансовая отчетность, сведения, предоставленные заемщиком, опыт работы с данным клиентом других лиц, схема кредитуемой сделки с тех ни ко-экономическим обоснованием получения ссуды, данные инспекции на месте.

Качественный анализ реализуется по этапам: а) изучение репутации заемщика; б) определение цели кредита; в) определение источников погашения основного долга и причитающихся процентов; г) оценка рисков заемщика, принимаемых банком косвенно на себя.

Репутация заемщика изучается весьма тщательно, при этом очень важным является изучение кредитной истории клиента, т.е. прошлого опыта работы с ссудной задолженностью клиента. Внимательно изучаются и сведения, характеризующие деловые и личностные качества индивидуального заемщика. Устанавливаются также факты или отсутствие фактов неплатежей по ссудам, протеста надлежащим образом оформленных векселей и т.д.

Определение кредитоспособности заемщика является неотъемлемой частью работы банка по определению возможности выдачи ссуды. Под анализом кредитоспособности заемщика понимается оценка банком заемщика с точки зрения возможности и целесообразности предоставления ему ссуд, определения вероятности их своевременного возврата в соответствии с кредитным договором. С этой целью используют: финансовые коэффициенты, анализ денежного потока, оценку делового риска.

В США для оценки кредитоспособности потенциального заемщика и, следовательно, минимизации кредитного риска используют подход, получивший название 5«С», в основе которого лежат следующие критерии оценки риска:
• репутация клиента — Customer character;
• платежеспособность — Capacity to pay;
• капитал — Capital;
• обеспечение ссуды —- Collateral;
• экономическая конъюнктура и ее перспективы — Current business conditions and goodwill.

В Великобритании также распространена практика анализа кредитоспособности заемщика, известная под названием «Parts»:
• назначение, цель кредита — Purpose;
• размер ссуды — Amount;
• погашение задолженности — Repayment (основного долга и процентов);
• срок — Term;
• обеспечение ссуды — Security.

Наиболее приемлемыми являются методы оценки кандидата в заемщики PARSER и CAMPARI, используемые в английских клиринговых банках, которые позволяют наиболее полно изучить многоплановый характер заемщиков.

PARSER расшифровывается следующим образом:
• информация о персоне потенциального заемщика, его репутации — Person;
• обоснование суммы испрашиваемого кредита — Amount;
• возможность погашения — Repayment;
• опенка обеспечения — Security;
• целесообразность кредита — Expediency;
• вознаграждение банка (процентная ставка) за риск предоставления кредита — Remuneration.

CAMPARI расшифровывается так:
• репутация заемщика — Character;
• оценка бизнеса заемщика — Ability;
• анализ необходимости обращения за ссудой — Means:
• цель кредита — Purpose;
• обоснование суммы кредита — Amount;
• возможность погашения — Repayment;
• способ страхования кредитного риска — Insurance.

Существуют и иные подходы к анализу кредитоспособности клиентов. В основе этого анализа лежит сбор необходимой информации, наиболее полно характеризующей клиента. Например, юридический акт — Положение «В», определяющее основные критерии, которые должны соблюдаться при составлении банками анкет (заяапений на выдачу кредита) и определении кредитоспособности клиента. В частности, в Положении «В» предусматривается, каким образом информация о клиентах может использоваться банком в балльных системах оценки кредитоспособности; определяется круг информации, которая не может запрашиваться банком и использоваться против клиента. Положение обеспечивает условия для лучшей оценки кредитоспособности клиента (например, заемщик обязан включать в анкету информацию о муже (жене) при обращении в банк за ссудой независимо от наличия солидарной ответственности по долгам). Кредиторы обязаны уведомлять заемщиков о возможности предоставления им ссуды в течение 30 дней с момента получения заявления на выдачу ссуды.

В зарубежной экономической литературе широко используется метод анализа SWOT (S — strong, W — weak, О — opportunities, T — threat), который позволяет Выявить сильные и слабые стороны заемщика, его'потенциальные возможности и риски. Таким образом, основными целями анализа информации, характеризующей уровень кредитоспособности заемщика, являются:
• определение сильных сторон ситуации заявителя;
• выявление слабых сторон потенциального заемщика;
• определение специфических факторов, являющихся наиболее важными для продолжения успеха заемщика;
• возможные риски при кредитовании.

Анализ банкирами финансовых отчетов клиентов может быть внутренним и внешним. Внешний анализ включает сравнение данного заемщика с другими; внутренний анализ предполагает сравнение различных частей финансовой отчетности друг с другом в течение определенного периода времени в динамике. Внутренний анализ нередко называют анализом коэффициентов. Несмотря на важность для аналитического процесса, финансовые коэффициенты имеют два важных недостатка: 1) не дают информации о том, как протекают операции клиента; 2) представляют прошлую информацию, в то время как кредиты будут предоставляться в будущем. Поэтому аналитику банка приходится работать не только с фактическими данными, но и с оценкой «сложной» информации (взглядов, оценок, прогнозов и т.д.). Кредитная заявка клиента может быть отвергнута, если, скажем, предоставление ссуды будет нарушением кредитной политики банка.

Однако нередко требуется более полный анализ, например на основе оценки движения денежных средств заемщика, т.е. в процессе анализа денежного потока. Денежный поток — это измеритель способности заемщика покрывать свои расходы и погашать задолженность собственными ресурсами. Подобного рода анализ проводят с использованием отчета о движении денежных средств заемщика.

Составление отчета о движении денежных средств позволяет ответить на следующие вопросы:
* обеспечивает ли заемщик себя денежными средствами для дальнейшего роста финансовых активов;
• является ли рост заемщика столь стремительным, что ему требуется финансирование из внешних источников;
• располагает ли заемщик избыточными средствами для использования их на погашение долга или последующего инвестирования.

Отчет о движении денежных средств заемщика целесообразно использовать для анализа перспектив погашения ссуды.

Важной особенностью кредитования клиентов в индустриально развитых странах Запада является то, что в центре любого процесса предоставления кредита заемщику (физическому или юридическому лицу) стоит человек. Например, в Германии независимо от вида предоставляемого кредита, т.е. от выдачи потребительского или, скажем, инвестиционного фирменного кредита, заемщик должен представить ряд документов, свидетельствующих о его личных качествах и личной кредитоспособности.

Информация, интересующая немецкий банк при решении вопроса о предоставлении кредита, включает следующие сведения.
1. Характеристика личных свойств предпринимателя: характер, манеры, поведение, внешность, выразительность речи, степень откровенности (в вопросах экономического и финансового положения), возраст, семейное положение, семейные обстоятельства, социальная роль вне предпринимательства, почетные должности, хобби.
2. Общее образование (копия свидетельства об окончании учебного заведения), квалификация, склад ума, отношение к риску (азартность), интерес к экономике и организации производства, способности к планированию.
3. Техническая квалификация: специальное образование, ход профессионального развития, опыт, специализация в работе.
4. Физическое состояние: состояние здоровья (с учетом прошлых и хронических заболеваний), пределы нагрузки, занятия спортом.
5. Имущество: степень участия в делах предприятия, личное имущество, владение недвижимостью, другие источники дохода, личные доходы из прибыли предприятия, личные долги, налоговые долги, имущественное положение членов семьи, интенсивность отношений с кредитными учреждениями, участие в конкурсах.

Все перечисленные условия имеют различное значение для каждого конкретного заемщика. Например, в немецких банках при долговременных отношениях клиента и банка, когда последнему известны регулярные доходы и расходы клиента, предоставление кредита осуществляется по сути дела автоматически.

Наряду с использованием анкет клиентов для анализа их кредитоспособности банки могут получить информацию из местных кредитных бюро. Эту информацию также используют для анализа кредитоспособности клиента. В западных странах закон предусматривает возможность для клиента проверять информацию, которая касается его финансового положения и находится в кредитном бюро. При выявлении ошибки клиент заявляет о ней в бюро для ее исправления. А бюро в свою очередь сообщает об этом всем кредиторам, получившим ошибочную информацию о клиенте. Если точность информации вызывает сомнения и споры, то клиент может постоянно вносить в файлы свою интерпретацию ошибки.

В настоящее время в Германии все коммерческие банки обязаны предоставлять информацию о всех ссудах и заемщиках в специальный департамент Бундесбанка, что позволяет систематически анализировать, контролировать данную сферу деятельности банков и вносить определенные коррективы по мере необходимости. Во Франции и Бельгии коммерческие банки имеют право получить информацию о неплательщиках по ссудам из центрального банка. В других странах это право отсутствует из-за необходимости сохранения банковской тайны. Но существует возможность перевести, например, вклад клиента в банк, предоставивший ссуду.

Необходимо также оценить репутацию заемщика. Один из возможных методов ее оценки — метод кредитного скоринга. Модель проведения скоринга обычно разрабатывается каждым банком самостоятельно, исходя из особенностей, присущих банку и его клиентуре, с учетом характера банковского законодательства и традиций страны. Техника кредитного скоринга была впервые предложена американским экономистом Д. Дюраном в начале 40-х годов для отбора заемщиков по потребительскому кредиту. Д. Дюран выделил группу факторов, позволяющих, по его мнению, с достаточной достоверностью определить степень кредитного риска при предоставлении потребительской ссуды тому или иному заемщику. Он использовал следующие коэффициенты при начислении баллов:
1) возраст: 0,1 балла за каждый год свыше 20 лет (максимум 0,30);
2) пол: женщины — 0,40, мужчины — 0;
3) срок проживания: 0,042 за каждый год проживания в данной местности (максимум 0,42);
4) профессия: 0,55 за профессию с низким риском, 0 — за профессию с высоким риском и 0,16 для других профессий;
5) работа в отрасли: 0,21 — предприятия общественного пользования, государственные учреждения, банки и брокерские фирмы;
6) занятость: 0,059 — за каждый год работы на данном предприятии (максимум 0,59 балла);
7) финансовые показатели: 0,45 — за наличие банковского счета, 0,35 — за владение недвижимостью, 0,19 — при наличии полиса по страхованию жизни.

Применяя эти коэффициенты, Д. Дюран определил границу, разделяющую «хороших» и «плохих» клиентов, — 1,25 балла. Клиент, набравший более 1,25 балла, считался кредитоспособным, а набравший менее 1,25 — нежелательным для банка.

Метод скоринга позволяет провести экспресс-анализ заявки на кредит в присутствии клиента. Например, во французских банках клиент, обратившийся с просьбой предоставить ему персональную ссуду и заполнивший анкету, может получить ответ о возможности предоставления ссуды в течение нескольких минут.

Американские банки сегодня разрабатывают различные подходы для анализа кредитоспособности своих клиентов. Причем каждый конкретный банк устанавливает собственную систему оценки кредитоспособности потенциального заемщика исходя из конкретных условий сделки, приоритетов в работе банка, его специализации, места на рынке, конкурентоспособности, взаимоотношений с клиентурой, уровня экономической и политической стабильности в стране и т.д.

Большинство американских банков используют в своей практике: 1) системы оценки кредитоспособности клиентов, основанные на экспертных оценках анализа экономической целесообразности предоставления ссуды и 2) балльные системы опенки кредитоспособности клиентов. Применение количественной оценки кредитоспособности клиента предполагает присвоение определенной группы тому или иному виду кредита, тому или иному типу заемщика и определяет в баллах значение различных характеристик потенциального заемщика. Затем банкир подсчитывает общее количество баллов и сравнивает с моделью предоставления ссуды или отказа в ее выдаче.

Балльные системы оценки создаются банками на основе эмпирического подхода с использованием регрессионного математического анализа или факторного анализа. Эти системы используют исторические данные о банковских «хороших», «надежных» и «неблагополучных» ссудах и позволяют определить критериальный уровень оценки заемщиков.

Итак, если общая сумма баллов превышает сумму, указанную в модели, то банк предоставляет заемщику кредит, если же она ниже названной суммы, то в кредите отказывают. Обычно существует определенный разрыв между минимальной и максимальной суммой баллов, и когда фактическое число баллов попадает в этот промежуток, то банк принимает решение о кредитовании исходя из общеэкономических и юридических факторов.

Очевидно, что использование балльных систем оценки кредитоспособности клиентов — это наиболее объективный и экономически обоснованный процесс принятия решений, нежели использование экспертных оценок. Единственная сложность заключается в том, что балльные системы оценки кредитоспособности клиента должны быть статистически тщательно выверены и требуют постоянного обновления информации, что может быть дорого для банка. Поэтому небольшие банки, как правило, не разрабатывают собственные модели анализа кредитоспособности клиентов из-за высокой стоимости их подготовки и ограниченной информационной базы.

Оценка кредитного риска банка предполагает, с одной стороны, анализ динамики роста кредитных вложений коммерческого банка, а с другой — их качественный анализ, который основан на детальном рассмотрении каждого кредитного договора, объекта кредитования, сроков, сумм, возможных рисков по отдельным ссудам, обеспечения кредита и т.д.

Анализ и группировка кредитов по качеству имеют важное значение. Под качеством кредита понимается степень кредитного риска, присущая данной ссуде. Уровень показателя качества кредита обратно пропорционален уровню кредитного риска (чем выше качество ссуды, тем меньше вероятность ее невозврата или задержки погашения, и наоборот). В отличие от показателей кредитного риска качество кредита или кредитного портфеля банка — это реальная величина, определяемая поуже предоставленным банком ссудам. Зная структуру кредитного портфеля по категориям качества кредита и определив статистическим путем средний процент проблемных, просроченных, безнадежных ссуд по каждой категории (в том числе потребительских, ипотечных и др.), банк получает возможность осуществлять ряд мероприятий, направленных на снижение потерь по кредитным операциям.

Источник: 
Коробова Г.Г. (ред.) - Банковское дело. Учебник 2006