Приемы улучшения и развития памяти

Существуют весьма эффективные приемы улучшения и развития памяти. Во всех случаях ключом к хорошей работе памяти является организованность и системность в тренировке памяти.

Многие люди обнаруживают стремительное увеличение возможностей своей памяти, когда они используют технику концентрации внимания на том, что хотят сохранить в памяти.

Находясь в ситуации, когда особенно важно что-то запомнить, сосредоточивать внимание можно с помощью так называемого "переключателя памяти". В качестве такового используют любой жест или движение, например, соединение вместе большого и указательного пальцев или поднятие вверх большого пальца. Какой бы определенный знак вы ни выбрали, он создан для напоминания о том, что сейчас нужно быть особенно внимательным и бдительным. Благодаря этому вы сможете запомнить все, что необходимо. Чтобы зафиксировать в своем сознании "переключающий знак", расслабьтесь, закройте глаза, сделайте выбранный жест и повторяйте: "Сейчас я буду бдителен и внимателен, буду все осознавать. Буду фиксировать в памяти эту информацию, чтобы вспомнить ее, когда это понадобится". Проделайте данное упражнение несколько раз в день и позже, в тот же день, практикуйтесь в использовании этого "переключающего знака" в реальных ситуациях. Найдите по крайней мере три реальных- ситуации, когда вы особенно заинтересованы запомнить что-либо, и используйте свой "переключающий знак" для повышения бдительности. Делая этот жест, повторяйте слова, помещенные выше в кавычки, для усиления концентрации внимания.

Повторяйте описанные процедуры для закрепления в памяти в течение 2-3 недель. Позже, когда эта связь закрепится, потребность в повторении всего комплекса упражнений отпадет сама по себе. Как только вы будете оказываться в ответственной ситуации, используйте только ваш "переключающий знак", и вы автоматически станете более внимательным и бдительным.

Кроме метода концентрации внимания хорошая память разовьется, если использовать технику создания ясной и отчетливой мысленной картины о человеке, месте или событии, которые вы хотите запомнить. Для реализации этой техники представляйте себя фотоаппаратом или магнитофоном, фиксирующим возможно более точную картину или запись того, что вы испытываете. Во время наблюдения или заслушивания пробуйте выразить ваши впечатления через мысленные картины.

Для развития данной способности нужна практика. Лежащий в основе этой техники принцип позволяет наблюдать или прослушивать объект, человека, событие или обстановку с целью получения мысленной картины. Затем вы отключаетесь от того, что наблюдали, и вспоминаете все. что можете. Наконец, снова повторите наблюдение или прослушивание для выяснения того, как много вы запомнили или забыли. Вначале вы можете быть поражены тем, насколько вы плохой наблюдатель или слушатель. По мере практики ваша способность запоминать будет экстраполироваться и па другие ситуации, потому что вы автоматически начнете создавать более точные мысленные картины или записи.

Идеальный способ применения этой техники — это комбинирование ее с мысленным "переключателем сознания". Используя "переключающий знак", вы сразу будете представлять себя фотоаппаратом или магнитофоном и точно запечатлите конкретную обстановку в памяти, чтобы вспомнить ее позже. Мысленный тренинг удобно применять в любом месте, где требуется ожидать, например, в очереди, на остановке, в транспорте.

После того как вы сделали все. что могли, для запечатления мысленного образа в вашей памяти, завершающий этап — сделать все. что можно, чтобы вспомнить это. Даже если вы считаете, что уже все забыли, эта техника поможет вам дать свободу подсознательным процессам, и вы сможете проникнуть во внутренние хранилища своего подсознания, чтобы восстановить ситуацию.

Что бы вы ни пытались вспомнить — имя, номер телефона, местоположение предмета, дорогу, по которой вы шли. или что-то другое, — закройте глаза и мысленно воссоздайте первоначальную ситуацию как можно реалистичнее и ярче. Если позволяет обстановка, просто-напросто повторите эту ситуацию. Последнее поможет вам восстановить в памяти забытое.

Когда вы привыкнете пользоваться этой техникой, не нужно будет даже закрывать глаза. Можно просто сосредоточиться на своем внутреннем экране и мысленно увидеть па нем нужное изображение. Однако, когда вы впервые начнете пользоваться данным методом, вам понадобится несколько ми-пут, чтобы успокоиться и представить себя в нужной обстановке, так что не рассчитывайте на то, что немедленно вспомните забытое. Но после некоторой практики этот процесс ускорится, и вы сможете моментально восстанавливать в памяти нужные фрагменты прошлого.

Ключевой момент при восстановлении в памяти какой-либо ситуации — как можно ярче представить себя в ситуации, которую вы хотите вспомнить. Обращайте внимание на обстановку, здания, людей вокруг вас в этой ситуации. Представьте, что вы режиссер фильма и что сейчас перед вами должен разыграться именно этот момент сценария.

Чтобы вспомнить забытое имя, представьте себе и подробнее восстановите первую встречу с этим человеком. Вспомните, кто еще при этом находился, обстановку. Мысленно поздоровайтесь с этим человеком, как при первой встрече, и внимательно слушайте, как он говорит вам свое имя.

Чтобы вспомнить забытый номер телефона, представьте, что человек, которому вы собираетесь звонить, сидит у телефона и ждет вашего звонка. Теперь подойдите к своему телефону и откройте записную книжку, в которой записано имя этого человека. При этом должен появиться помер телефона. Если он не до конца просматривается, начинайте набирать его начальные цифры, и номер прояснится до конца.

Чтобы обнаружить, куда вы положили предмет, вспомните, когда вы его последний раз держали в руках, что с ним делали. Мысленно представьте, как вы пользуетесь этим предметом. Когда вы закончили им пользоваться, наблюдайте, куда вы его убрали.

Чтобы вспомнить дорогу, представьте, что вы едете в машине или идете пешком, как это было в действительности. Не пытайтесь восстановить маршрут в обратном направлении, а всегда начинайте с места, откуда вы отправились. Осознайте, что вас окружает, когда вы начинаете движение. Заметьте, куда вы идете, и ищите важные дорожные указатели улиц. По прямым участкам дороги идите быстрее и внимательно смотрите по сторонам, когда поворачиваете. Продолжайте идти, пока не достигнете пункта назначения.

Чтобы вы и ваши действия оставались в памяти окружающих людей, старайтесь делать вещи, которые не приходят в голову другим. Запомните, что эмоции, юмор, остроты, метафоры — все неожиданное оставляет более яркий след у людей. Прибегая к помощи этих средств, вы будете производить в памяти других незабываемое впечатление.

Глядите в глаза новому знакомому и еще раз называйте свое имя, прощаясь с ним или вручая ему свою визитную карточку.

Контролируйте ход дел, заставляя своих начальников и подчиненных делать то же самое. Например, позвоните клиенту, ожидающему от вас информации, проверьте, отправлено ли срочное письмо, получены ли деньги по чеку и т. п.

Перепоручайте маловажные дела другим — таким образом вы разгрузите свою память и сможете как следует сосредоточиться на более важных делах. Благодарите и поощряйте коллег, не забывающих выполнять все ваши просьбы и поручения. Поступая таким образом, вы внушите сотрудникам мысль о важной роли памяти в их работе.

Выполняя все важные дела по возможности сразу же, как только они появились, вы освобождаетесь от необходимости думать о них и предупреждаете возможные случаи забывчивости.

Эффективно используя свою записную книжку, вы всегда будете иметь под рукой необходимую информацию, не перегружая понапрасну свою память.

Ключевые слова: Память
Источник: Сухарев В. - Психология интеллекта
Материалы по теме
Индивидуальные особенности памяти и ее развитие
Маклаков А. Г. - Общая психология
Память и обучение. Модусы обучения
Психология и педагогика: учебник для студентов вузов / П.С. Гуревич. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012...
Объем и быстродействие памяти
...
Нейрофизиологические и психофизиологические механизмы памяти
Козубовский В. М. Общая психология: познавательные процессы. Мн., 2008.
Нейронные и биохимические теории памяти
Рогов Е.И., Общая психология. Курс лекций
Память младенца
Абдурахманов Р.А., История психологии
Научение и память
Крылов А.А., Психология
Различие в памяти у девочек и мальчиков
Ильин Е. П. Пол и гендер. — СПб.: Питер, 2010. — 688 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии...
Оставить комментарий