Объекты бюджетирования

Управление холдингом, компанией или отдельно выделенным бизнесом в рамках компании, а также любым другим объектом управления предполагает выделение границ данного объекта для управления. Бюджетное управление предполагает выделение объектов бюджетного управления.

Выделение объектов бюджетирования является непростой задачей. В первую очередь, сложность данной задачи обусловлена определением объектов управления компании, по которым будет проводиться полный управленческий цикл. Как уже отмечалось, данный цикл управления включает планирование, анализ и контроль исполнения, а также управленческое воздействие по итогам управленческой деятельности. Следовательно, для выделения объектов бюджетирования необходимо выделить те объекты, по которым будет осуществляться управление и, соответственно, именно они станут объектами бюджетного управления. Принятие решения об управлении данными объектами бюджетирования должно предваряться планированием для этих объектов.

К сожалению, пока не все российские и украинские компании осознают необходимость планирования, а потому не любят "тратить драгоценное время" на планирование. В результате — либо планы "кривые", либо они формальны, а значит, бесполезны. Поэтому если финансово-экономические планы составляются в отрыве от планирования деятельности компании, то они в лучшем случае будут лишь прогнозами ее деятельности. Здесь будет полезно отметить отличительные черты плана и прогноза. В случае планирования, при недостижении запланированных результатов и показателей деятельности, осуществляется некоторое управленческое воздействие (например депремирование, направленное на улучшение эффективности). В случае прогнозирования никакое управленческое воздействие не предполагается, более того, ответственность исполнителей в случае не выполнения прогнозных показателей вообще не предусмотрена.

Для полноценного управления компанией необходимо выделить объекты управления, которые станут объектами бюджетного управления. Объектов управления предприятием может быть огромное множество и поэтому в компании для осуществления управления могут сниматься тысячи различных показателей деятельности. Но этого обычно не делают — по той причине, что в подобных случаях внимание "размывается", в результате чего процесс управления затруднен, как, собственно, и оценка степени достижимости поставленных целей. В реальности компания выделяет главные объекты управления, на которых и концентрирует свое внимание для осуществления управленческой деятельности.

Аналогичным образом, объектов бюджетирования в компании может быть выделено огромное количество, по каждому из которых можно отслеживать бюджетные показатели. Но в подобном случае внимание также будет размыто, а значит контроль достижения бюджетных целей будет затруднен. При этом ресурсы, затраченные на бюджетирование, могут не окупиться той пользой, которая будет реально получена от его внедрения. Чтобы избежать подобной ситуации, для осуществления бюджетного управления компании необходимо определить ее основные объекты бюджетирования.

Как правило, для целей бюджетирования в компании выделяют следующие объекты:
• холдинг или отдельная компания;
• отдельные бизнесы компании;
• центры финансовой ответственности;
• сегмент рынка или группа клиентов;
• продуктовые группы;
• бизнес-процессы;
• проекты;
• проекты развития (инвестиционные) и т.д.

Управленцев может интересовать информация в самых различных срезах, поэтому фактически любой такой срез может стать объектом бюджетирования. Но, как уже было отмечено, нецелесообразно выделять большое количество объектов бюджетирования по причине "размывания внимания". Поэтому в компании выделяют только основные объекты управления, которые и становятся объектами бюджетирования.

Такими основными объектами бюджетирования в компании, как правило, являются:
• компания в целом;
• виды деятельности;
• бизнес-процессы (как объект, использующий ресурсы);
• ЦФО (подразделения);
• инвестиции.

Рассмотрим причины целесообразности составления бюджетов по каждому из указанных объектов.

Компания — основной объект бюджетирования по причине необходимости планирования и контроля ее деятельности, а также оценки потребности в ресурсах. Достижение стратегических и тактических целей закладывается в бюджетные показатели компании.

Вид бизнеса служит объектом бюджетирования в силу необходимости расчетов рентабельности и потребности в его финансировании. Бюджетирование бизнеса происходит в зависимости от его организационной структуры. Так, если компания занимается разными видами бизнеса, то отдельные виды бизнеса могут бюджетироваться независимо. Если бизнес осуществляется в рамках нескольких компаний, каждая из которых отвечает за свой бизнес-процесс, то бизнес может бюджетироваться по разным компаниям, а отдельно взятая компания может выступать как один ЦФО.

Бизнес-процессы являются потребителями ресурсов компании. От их эффективности зависит эффективность деятельности всей компании. Поэтому бизнес-процессы также могут выступать важным объектом бюджетирования в компании.

Планирование и отслеживание результатов деятельности компании осуществляется путем установки финансовых целей для подразделений. Контроль за достижением заданных целей и показателей выполняется на основе анализа результатов деятельности подразделений, которые для целей бюджетирования должны быть структурированы в финансовую структуру компании и выделены в центры финансовой ответственности (ЦФО). Подобные ЦФО также могут выступать в качестве основного объекта бюджетирования (финансовая самостоятельность в пределах выделенных ресурсов, право принятия решения, ответственность за результат).

Для всех выбранных объектов бюджетирования составляется собственный набор бюджетов. Цель описания объектов бюджетирования — выделение отдельных объектов бюджетного управления, определение подразделений, ответственных за конкретные показатели эффективности деятельности и потребляемые ресурсы, а также формирование таких форматов бюджетов, которые позволят отслеживать показатели объекта бюджетного управления. К этим показателям могут относиться затраты, используемые активы и т.д.

Для осуществления оперативного контроля и управления в рамках бюджетирования необходима организация учета фактических результатов деятельности, причем его построение должно позволять выявлять отклонения от бюджета непосредственно в момент совершения хозяйственной операции.

Источник: 
Немировский И.Б., Старожукова И.А., Бюджетирование
Темы: