Сущность управленческой деятельности

Управление - функция систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию программы, цели деятельности (В.Г. Афанасьев).

Б.Ф. Ломов, подчеркивая универсальность строений любого вида деятельности, в том числе и управленческого, выделяет в ней следующие основные функциональные блоки: мотив, цель, планирование, переработку информации, оперативный образ или концептуальную модель, принятие решения, действия, проверку результатов и коррекцию действий.

В.Д.Шадриков в психологическую систему деятельности включает мотивы, цели, программы, информационную основу, принятие решений, подсистему профессионально важных качеств. Перечисленные составляющие свойственны и управленческой деятельности как любой другой профессиональной деятельности.

Специальный психологический анализ функционального состава управленческой деятельности был проведен А. И. Китовым. Он выделяет в управлении три стадии: диагностическую, творческую и организаторскую.

Диагностическая, или познавательная, стадия связана с формированием информационной модели или образа управленческой ситуации и объекта управления, которая выступает в качестве информационной основы для второй, творческой, стадии управления, представляющей собой этап принятия решений и формирования программы действий. Третья, организационная, стадия связана с исполнением принятого решения и реализацией выработанной программы на практике.

Выделенные стадии управленческого цикла рассматриваются А.И.Китовым как теоретические единицы деятельности (ТЕД), которые одновременно реализуются и представлены в любой из эмпирических единиц деятельности (ЭЕД) субъекта управления - руководителя.

А.К. Маркова выделяет в составе управления 5 стадий: целевую, дескриптивную, прескриптивную, реализационную и ретроспективную. Каждая из перечисленных стадий представляет собой обособленную часть управленческого акта, в рамках которой совершаются в последовательном порядке определенные процедуры, действия и операции. Например, целевая стадия начинается с узнавания и осознания проблемы и необходимости ее решения и завершается формулированием цели.

На второй, дескриптивной, стадии производится сбор и обработка информации, необходимой для реализации сформулированной или заданной, цели.

Третья, прескриптивная, стадия связана с трансформацией описывающей информации в предписывающую или командную информацию. Главным моментом здесь является выработка и принятие решений как проекта будущего действия, как ответа на поставленную задачу путем выбора одного из возможных, альтернативных действий в проблемной ситуации. После принятия решения следует реализационная стадия - этап организации исполнения принятого решения в реальных условиях.

Завершает управленческий цикл ретроспективная стадия, основное содержание которой сводится к анализу, обобщению и оценке достигнутого фактического результата и его сравнению с заданным.

Рассматривая процесс управления педагогическими системами, Н. В.Кузьмина выделяет 5 основных функциональных компонентов: гностический, проектировочный, конструктивный, организаторский и коммуникативный.

В качестве исходного и системообразующего фактора выступает гностический компонент, поскольку он связан с получением информации обо всех аспектах функционирования педагогической системы.

На основе исходной информации происходит формулирование и переформулирование педагогических целей и задач, обновление старых и создание новых планов и программ обучения и воспитания. И все это составляет проектировочный компонент в деятельности педагогических работников.

Конструктивный компонент представляет собой процесс моделирования, построения плана предстоящего учебного занятия и подготовку к нему.

В организаторском компоненте находит свое выражение реальная исполнительская деятельность руководителя учебного подразделения по воплощению намеченного плана или программы обучения и воспитания.

Коммуникативный компонент включает в себя процедуры, обеспечивающие необходимые взаимоотношения и связи между различными участниками учебного процесса.

Источник: 
Овчарова Р.В., Психология менеджмента