Элементы групповой динамики

Потребность в исследованиях групповой динамики была осознана в 30-е годы в различных сферах жизни. Это было связано с тем, что широкая практика формирования различных групп в психиатрии, педагогике, бизнесе, госаппарате и т. д. поставила вопрос, как ими управлять и как реагировать на происходящие в группах процессы.

В 1945 г. при Массачусетсском технологическом институте был создан центр исследования групповой динамики, основными задачами которого были не только изучение закономерностей групповой динамики и их теоретическое обобщение, но и развитие методов изменения жизни групп.

При описании и объяснении принципов групповой динамики К. Левин опирался на законы гештальт-психологии.

Если рассматривать группу как нечто целое, то некоторые закономерности групповой динамики, вскрытые К. Левином, в самом деле можно объяснить действием двух основных законов гештальт-психологии.

(1) Целое доминирует над его частями.
группа — это не просто сумма индивидов: она модифицирует поведение своих членов;
извне легче повлиять на поведение всей группы, чем на поведение отдельного ее члена;
каждый член признает, что он зависит от всех других членов.

(2) Отдельные элементы объединяются в целое:
не сходство, а взаимосвязь членов является основой для формирования группы;
человек склонен становиться членом той группы, с которой он себя отождествляет, а вовсе не той, от которой он больше всего зависит;
человек остается среди тех, к кому он чувствует себя принадлежащим, даже если их поведение кажется несправедливым, а давление недружелюбным.

В современном понимании групповая динамика — это развитие или движение группы во времени, обусловленное взаимодействием и взаимоотношениями членов группы между собой, а также внешним воздействием на группу.

Изучение социальных технологий групповой динамики включается в курсы подготовки менеджеров*. В контексте социально-психологической подготовки менеджеров социальная технология групповой динамики рассматривается как система, в которую входят;
воздействия на неформальные группы в формальных организациях;
воздействия в формальных организациях и неформальных группах;
психологизация личного влияния руководителя; динамика лидерских отношений в группе; управление конфликтами и стрессами и т. д.

Понятие групповой динамики включает в себя пять основных элементов и несколько дополнительных. Основные элементы.
(1) цели группы,
(2) нормы группы,
(3) структура группы и проблема лидерства,
(4) сплоченность группы,
(5) фазы развития группы. Дополнительные элементы.
(6) создание подгруппы (как развитие структуры группы);
(7) отношения личности с группой (также рассматриваемые как развитие структуры группы).

Рассмотрим основные элементы групповой динамики.
(1) ЦЕЛИ ГРУППЫ определяются тем, в какую более общую систему практической работы с людьми включена группа, и в значительной мере — личностными качествами ее лидера. Цели группы могут не совпадать с целями отдельных участников. Это порождает групповую динамику, результаты которой не всегда предсказуемы.

Целью группы могут быть: конвергенция личных целей, индуктор взаимодействия.

(2) НОРМЫ ГРУППЫ возникают в результате преследования общей цели, стремления к сохранению стабильности группы, общих представлений, сложившихся в группе, подражания другим группам, страха перед санкциями.

Нормы, выработанные самой группой, защищаются ее членами. Группа осуществляет давление на своих членов, заставляя их подчиняться" этим нормам.

(3) СТРУКТУРА ГРУППЫ И ПРОБЛЕМА ЛИДЕРСТВА.
Лидер — это такой член малой фупггы, пишет Н. С. Жеребова, который выдвигается в результате взаимодействия ее членов или организует вокруг себя группу при соответствии его норм и ценностных ориентации групповым и способствует организации и управлению этой группой при достижении групповых целей. Лидер ведет группу, организует, планирует и управляет-деятельностью группы, проявляя при этом более высокий, чем все остальные члены группы, уровень активности.

Лидер — это социальная роль определенной личности в группе. В 1957 г. Р. Шиндлер выделил четыре наиболее часто встречающиеся групповые роли и одну встречающуюся реже:
(\) лидер (который импонирует группе, побуждает ее к действиям, формирует программу действий);
(2) эксперт(жтшк специальные знания, способности, навыки, которые группе всегда требуются или которые группа просто уважает);
(3) пассивно и легко приспосабливающиеся члены (старающиеся сохранить свою анонимность);
(4) самый "крайний" член фушгы (который отстает от всех из-за собственной бездарности, отличия от остальных или от страха);
(5) противник (оппозиционер, активно выступающий против лидера).

В группах могут встречаться и многие другие роли, например:
(6) мученик (взывающий о помощи и в то же время отказывающийся от нее);
(7) моралист (который всегда прав);
(8) перехватчик (захватывающий инициативу у лидера);
(9) любимчик (пробуждающий нежные чувства и постоянно нуждающийся в защите);
(10) агрессор,
(11) шут,
(12) провокатор,
(13) оппозиционер,
(14) защитник,
(15) нытик,
(16) педант,
(17) спасатель,
(18) жертва и т. д

Группа всегда стремится расширить репертуар ролей. А. Б. Добрович разработала психологические приемы расширения репертуара ролей в группе. Эти приемы широко используются в работе с группой.

Выявить структуру группы можно с помощью социометрии. Полученные данные используются для управления процессами групповой динамики.

(4) СПЛОЧЕННОСТЬ ГРУППЫ - это взаимное тяготение членов фупггы. К факторам, обеспечивающим сплоченность, можно отнести:
(1) привлекательность членов группы (т. е. степень симпатии, испытываемой к ним окружающими);
(2) сходство взглядов членов группы (чаще всего ценностей и установок);
(3) сходство отношения к групповым целям (их соответствию потребностям членов группы и т. д.);
(4) характер взаимосвязи членов группы (чаще всего на основе принятия ими общей — кооперативной и конкурентной — стратегии поведения);
(5) удовлетворенность групповой деятельностью (как часть общего удовлетворения трудом);
(6) характер руководства и принятия решений (стиль руководства и участие членов группы в выработке групповых решений);
(7) структурные свойства группы (главным образом модели коммуникативных сетей и статусно-ролевые аспекты структуры);
(8) групповую атмосферу (ее аналогом, как правило, являются особенности межличностных отношений, складывающихся между членами группы);
(9) величину группы.
С. Кратохвил выделяет следующие факторы сплоченности:
(1) удовлетворение личных потребностей индивидуумов в группе или при помощи группы;
(2) цели группы, которые находятся в согласии с индивидуальными потребностями; взаимная зависимость при работе над конкретыми задачами;
3) выгоды, вытекающие из членства в группе, и ожидания несомненой пользы от него;
4) разного рода симпатии между членами группы, их взаимное тяготение;
5) мотивировка каждым участником своего членства в группе, включая усилия, которые он приложил, чтобы попасть в нее;
6) дружеская, располагающая атмосфера;
7) престижность группы, а значит, и членства в ней;
8) влияние групповой деятельности:
а) притягательность общих действий (интересные, веселые, увлекательные занятия, вызывающие общее переживание положительных эмоций);
б) групповые приемы усиления сплоченности группы;
9) соперничество с другой группой или группами;
10) враждебное, неприязненное отношение общества к группе.

В результате объединения в группу людей, различающихся позициями, взглядами, моделями поведения, планами и потребностями, возникает напряженность в отношениях.

Ясно, что необходимо обеспечивать динамическое равновесие между сплоченностью и напряженностью (сплоченные люди чувствуют поддержку друг друга, а напряженность в отношениях порождает неудовлетворенность собой и другими членами группы).

5) ФАЗЫ РАЗВИТИЯ ГРУППЫ. Обычно выделяют несколько фаз. Так, согласно стратегической концепции А. В. Петровского, фазы развития фугасы определяются следующими критериями:
во-первых, степенью опосредованности межличностных отношений в группе содержанием совместной деятельности;
во-вторых, общественной значимостью последней.
На основе этих критериев А. В. Петровский выделяет следующие фазы развития малой группы:
диффузная группа (общность, межличностные отношения в которой не опосредуются содержанием совместной деятельности, ее целями, значимостью и ценностями);
группа-ассоциация (принадлежность к общности начинает осознаваться как условие эффективности дальнейших действий);
группа-кооперация (межличностные отношения опосредуются значимым для каждого содержанием совместной деятельности);
группа-коллектив (межличностные отношения опосредуются личностно значимым и общественно ценным содержанием групповой деятельности);
корпорация (группа, в которой межличностные отношения опосредуются личностно значимым для ее членов, но и социальным, а иногда и антисоциальным по своим установкам содержанием групповой деятельности).

Не со всеми характеристиками и определениями можно согласиться, но факт их присутствия в динамическом ряду развития группы мы воспроизводим так, как его описывают А. В. Петровский и В. В. Шпалинский в учебном пособии "Социальная психология коллектива" (М.: Просвещение, 1978).

Источник: 
Руденский Е.В., Социальная психология
Темы: