Механизмы взаимопонимания в процессе общения

Механизмы взаимопонимания в процессе общения обычно таковы:
1) идентификация — это способ понимания другого человека через осознанное или бессознательное уподобление его самому себе;
2) стереотипизация — это классификация форм поведения и интерпретация их причин путем отнесения к уже известным или кажущимся известными явлениям, социальным стереотипам;
3) рефлексия — это осмысление субъектом того, какими средствами, почему он произвел то или иное впечатление на партнера по общению;
4) обратная связь — это получение адресантом информации о том, какое воздействие он оказал на адресата, и корректировка на этой основе дальнейшей стратегии общения.

Воздействие, таким образом, слагается из органического единства трех действий:
— словесного,
— оптико-кинетического,
— психотехнического.

Воздействие — это фактическое выражение коммуникативности общения.

Интерактивность его обеспечивается пространственно-временными средствами общения:
дистанцией — расстоянием, причем физическим, между партнерами по общению;
пристройкой — позицией, выражающей отношение одного партнера к другому;
временем, местом и ситуацией — условиями общения, определяющими напряженный или спокойный характер взаимодействия, комфорт или дискомфорт общения.

Общение представляет собой системное образование и может быть рассмотрено с этой позиции как взаимодействие равноправных субъектов.

Источник: 
Руденский Е.В., Социальная психология