Место юридической психологии в системе научных дисциплин

Развитие правосознания в историческом плане во многом отражает развитие человеческой культуры. Известный немецкий психиатр и философ Карл Ясперс отметил, что человеческое общество сформировало совокупность правил и норм жизни в эпоху, названную им «осевым временем». Очевидно, что эти нормы и правила были связаны со специфической системой ценностей данного общества, однако носили на себе и черты общечеловеческих взглядов на справедливость и закон. Так, римляне считали правом то, что всегда является справедливым и добрым, и то, что полезно всем или многим в каком-либо государстве. Поэтому право как система норм, или правил поведения, имеет общеобязательный характер. Общеобязательность означает, что все члены общества независимо от своих желаний должны выполнять требования, содержащиеся в правовых документах.

Основы теоретического осмысливания сущности права и правосознания в европейской традиции были заложены выдающимися древнегреческими философами. Так, по мнению Демокрита (460-370 гг. до н.э.), закон направлен против тех, кто в силу нравственных и умственных пороков добровольно не побуждается к добродетели внутренним влечением. Сократ (469-399 гг. до н. э.) высказывал идеи о необходимости совпадения справедливого, разумного и законного, которые в дальнейшем были развиты Платоном (427-347 гг. до н.э.) и Аристотелем (384-322 до н. э.).

Платон впервые гениально распознал два психологизированные явления, лежащие в основе развития общества, потребности и способности людей. Закон должен отвечать потребностям общества, а организация общества должна быть осуществлена в соответствии со способностями членов общества. Государственные формы, по Платону, могут ухудшаться не только по экономическим, но и по психологическим причинам. Справедливость, по Платону, состоит в том, чтобы каждое сословие занималось своим делом и находилось в иерархической соподчиненности. Постулируемые им пять видов государственного устройства (аристократическое, тимократическое, олигархическое, демократическое и тираническое) он также связывает с пятью разновидностями душевного (психического) склада людей. И каждая форма государства гибнет, по утверждению Платона, из-за недостатков, присущих тому или иному психическому складу людей, стоящих у власти. Так, тиранию губит произвол и насилие, а демократию - опьянение свободой в «неразбавленном» виде. В «Законах» Платон подчеркивает, что справедливые законы - это не только определения разума, но такие законы, которые обеспечивают общее благо всех граждан. Законы, по Платону, - основное средство совершенствования человека.

Великий ученик и оппонент Платона Аристотель считал, что человек - существо политическое и только в политическом общении завершается его сущностное формирование.

Право было подразделено Аристотелем на естественное и воле установленное (позитивное). Естественное право везде и всегда имеет одинаковое значение - оно обусловлено всеобщей природой вещей. Качество закона определяется его соответствием естественному праву. Закон, основанный только на насилии, не является правовым законом. Политическое правление - правление правового закона, а не людей; люди подвержены чувствам, закон - уравновешенный разум.

Идеи Сократа, Платона и Аристотеля оказали решающее влияние на дальнейшее развитие правового мировоззрения, на понимание права как мерила справедливости и равенства. Уже у самых своих истоков научное правоведение смыкалось с учением о человеке.

Источник: 
Петруня О.Э., Юридическая психология
Материалы по теме
Юридические конфликты
Соколов С.В., Социальная конфликтология
Понятие юридической психологии
Петруня О.Э., Юридическая психология
Развитие юридической психологии в России
Петруня О.Э., Юридическая психология
Понятие личности в юридической психологии
Петруня О.Э., Юридическая психология
Предмет, содержание, задачи юридической психологии
Юридическая психология, Романов В.В., Учебник 1998
Предмет юридической психологии
Аминов И.И., Юридическая психология
Задачи юридической психологии
Аминов И.И., Юридическая психология
Структура и принципы юридической психологии
Аминов И.И., Юридическая психология
Оставить комментарий