Основные тенденции социального развития

1. Законы социального развития объективны и неподвластны воле людей, однако их познание и использование в социальной практике — необходимое условие нормального функционирования и развития общества. Это обусловливается тем, что с выбором одного из многих путей эволюции начинает проявляться уже некая предопределенность развертывания социальных процессов. Отсюда основное противоречие социального развития: между внешней предопределенностью деятельности человечества и свободой его воли, поскольку наряду с объективной необходимостью у человечества есть способность к свободному самоопределению (А. Тойнби, И. Пригожин).

2. Все связанное с человеком и обществом обладает двойственной природой, что выражается в единстве и борьбе двух противоположных метаначал, определяющих социальное развитие: идеальное — материальное, рациональное — иррациональное, патриархат — матриархат, экстраверсия — интроверсия, монархия — республика и т. д. Вместе с тем человечество в целом есть социальный процесс, проявляющийся в трех основных сферах человеческой деятельности — духовной, политической и материальной. Развитие всей социальной жизни, каждой цивилизации и каждого этноса — результат взаимодействия этих трех сфер (Ф. Конечны, О. Шпенглер, А. Вебер).

3. Кроме единства и борьбы двух противоположных метаначал, являющихся фундаментальным механизмом социального развития, существует и иной фундаментальный механизм, проявляющийся в существовании и периодической смене ценностей (основ), выступающих фундаментом каждой культуры и цивилизации, основных факторов общественного развития (Ф. Конечны, М. Вебер, П. Сорокин, Л. Гумилев). При этом возможности воздействия каждой ценности ограничены во времени и в пространстве. Когда они исчерпываются, культура и общество или погибают, или видоизменяются в новую форму. Все категории ценностей существуют в обществе одновременно, но одна из них преобладает, определяя своеобразие той или иной исторической эпохи. Все базовые ценности тяготеют друг к другу и одновременно друг другу противостоят, поэтому примирение враждующих ценностей невозможно. Религия — последняя основа ценностей, являющаяся главным ориентиром исторического процесса (П. Сорокин, А. Тойнби, М. Вебер).

4. Существуют объективные социальные циклы, обусловленные внешними (вплоть до метакосмических) и внутренними (индивидуальными и общественными) факторами социального развития, суть которых сводится к периодической смене своеобразных метаначал, находящих основное выражение в смене глобальных общечеловеческих ориентаций (направленность на окружающий или свой внутренний мир), а также в смене доминирующих в обществе базовых ценностей — Истины, Красоты, Добра, Справедливости.

Эпохальная смена доминирующих ценностей влечет за собой смену укладов общественной жизни, форм правления, господствующих сословий, типов культуры, религиозно-этических систем. Например, в системно-циклической периодичности форм правления наблюдается такая тенденция социального развития: теократия (власть духовной аристократии) — монархия (власть светской аристократии) — олигархия (власть богатого меньшинства) — тимократия (власть привилегированного большинства) — демократия (власть народных масс) — охлократия (власть толпы) — тирания (власть одного над всеми) — анархия (безвластие) — теократия. Или если рассматривать смену форм правления по укрупненной схеме — Аристократия — Демократия — Деспотия (Платон, Аристотель, Дж. Вико, Ш. Монтескье).

5. Сословия формируются из людей, чьи индивидуально-психологические особенности и социальный характер, душевный склад в целом наиболее соответствуют основным требованиям ("вызовам") исторического времени, определенному периоду социального развития, доминированию базовой ценности и метаначалу. Этот душевный склад не обязательно (но все же чаще) передается по наследству. Поэтому сословия все время "пополняются" из других сословий и постоянно "перетекают" в другие сословия за счет своих членов, душевный склад которых не соответствует "сословному" (А. Тойнби, X. Ортега-и-Гассет). Доминирование тех или иных рас и этносов также отражает ритмическую смену метаначал и базовых ценностей.

6. Каждому культурно-историческому типу (цивилизации, народу, этносу) свойственно преобладание одной из основных сфер социальной деятельности (например, религиозная — в египетской культуре, культурная — в греческой, политическая — в римской, экономическая — в современной западной), где как бы отражается основная функция этноса (особенности его национального характера), выполнив которую он погибает или, утрачивая лидирующие позиции в выполнении этой функции, трансформируется в другие культурно-этнические образования. При этом высокоразвитые, так называемые мировые цивилизации "скрещиваться" и давать творческий синтез не могут, возможен только синтез их частей, отдельных культур в пределах одной мировой цивилизации. При пространственном, т. е. механическом наложении цивилизаций, всегда возникает борьба между ними, заканчивающаяся победой низшей цивилизации. Высшая цивилизация может сохраниться только при жесткой изоляции от носителей низшей цивилизации (Н. Данилевский, Л. Гумилев, Ф. Конечны).

Та же закономерность прослеживается в смене исторических времен и господствующих сословий, где низшие всегда побеждают высших.

7. Новые социальные циклы зарождаются в недрах предшествующих социальных циклов, что указывает на присутствие всех иерархически взаимосвязанных и соподчиненных составляющих социального целого одновременно. Зная закономерности смены метаначал и базовых ценностей, определяющих периодичность наступления соответствующих исторических периодов, доминирования социальных сословий, форм правления и других факторов, можно спрогнозировать социальное развитие различных сообществ и человечества в целом.

Источник: 
Щекин Г.В., Социальная теория и кадровая политика