Философия истории

Философия истории (термин ввел Вольтер) представляет собой область философского знания, которая охватывает онтологические вопросы исторического процесса, такие как смысл и направление истории, расчленение и последовательность основных исторических эпох, специфика исторического процесса, соотношение истории и природы, свободы и необходимости в историческом творчестве, а также гносеологические и логико-методологические проблемы исторической науки.

Становление философии истории как самостоятельной философской дисциплины исторически связано с именами Вольтера, Дж. Вико, И. Гердера и особенно Г. Гегеля. Гегелевское построение не устарело и по сей день, подтверждая вполне справедливое обобщение относительно "прогресса в сознании свободы". Если рассматривать выводы Г. Гегеля вне телеологического контекста как эмпирическое обобщение исторических фактов, то становится возможной замена телеологической схемы философии истории социальным эволюционизмом, выступающим от имени социологии. Этот перелом в философии истории произошел в середине XIX в. При этом одно направление ставило цель выяснить философско-методологические основания исторического знания в сравнении с естествознанием, в то время как другое преследовало иную цель — проникнуть в недоступные для понятийного мышления глубины культурно-исторических типов организации общественной жизни.

Дильтей Вильгельм (1833-1911) — немецкий историк культуры и социальный философ. Представитель "философии жизни", основоположник так называемой понимающей психологии, послужившей толчком к созданию понимающей социологии. Шпенглер Освальд (1880-1936) — немецкий философ, представитель "философии жизни". Известность пришла к нему после сенсационного успеха книги "Закат Европы" (1918-1922), где он рассматривал культуру как некий организм, обладающий внутренним единством, обособленный от других подобных ему организмов и проходящий в своем развитии определенный "жизненный цикл".

Разновидности философии истории. Популяризация проблематики исторического знания связана с именами немецких философов В. Дильтея и О. Шпенглера. Философский иррационализм противопоставил концепции единства мировой истории, опиравшейся на христианский провиденциализм1, биологическую модель исторического процесса, согласно которой единство человечества — это фикция, фактически же существует разнообразие специфических видов культуры, напоминающих богатство форм органического мира.

Основные выводы традиционной философии истории гегелевского типа, усматривавшей смысл истории в постепенном восхождении к свободе, оспорил Ж. Гобино2 в сочинении с характерным названием "О неравенстве человеческих рас". Согласно Ж. Гобино, фактором цивилизации является "чистота расы", которую, однако, не удается сохранить надолго. Этим объясняется недолговечность расцвета очагов цивилизации: "этнические смеси" разрушают единство стиля жизни и приводят в конечном счете к "вырождению человека", а следовательно, и к упадку всей социальной структуры. Ж. Гобино насчитывает 10 цивилизаций в истории человечества, в рождении каждой из которых созидательную роль он отводит белой расе как принципиально отличающейся от черной и желтой рас.

Хотя откровенный биологизм концепции Ж. Гобино не получил поддержки в XX в., сама идея плюралистической модели исторического развития привлекала все большее внимание. Наиболее последовательно представление о самодовлеющей замкнутости дискретных3 культурных организмов, фаталистически подчиняющихся биологической необходимости рождения, расцвета, старения и умирания, защищал О. Шпенглер, теоретические построения которого во многом были предвосхищены концепцией культурно-исторических типов Н. Данилевского.

Крах европоцентризма, нашедший яркое отображение в работе О. Шпенглера "Закат Европы", обострил проблему создания теоретической модели исторического процесса, в которой многообразие отдельных форм и богатство локальной специфики не исключают наличия объективных связей исторического бытия человечества. Принципиальную односторонность шпенглеровской "морфологии культуры" попытался преодолеть английский историк и социолог А. Тойнби, выдвинувший на передний план интегрирующую функцию великих мировых религий, в которых он видел единственную опору сближения народов. Так христианский провиденциализм классической философии истории сменяется идеей экуменической религии, и философия истории возвращается к своим истокам, обогатившись сознанием принципиальной неприемлемости монопольных притязаний на истину какого-либо одного символа веры.

Вторая разновидность современной философии истории выросла из внутренних процессов развития исторической науки, и прежде всего из попытки осознать гносеологическую природу и логико-методологическую специфику самой процедуры исторического исследования. Постановка вопроса о логико-гносеологической специфике историографии стала возможной лишь в философской атмосфере, созданной "критической философией" И. Канта.

Следуя примеру трех "кантовских критик", В. Дильтей выдвинул проект создания "Критики исторического разума", предполагающей в качестве основного содержания ответ на вопрос о том, как может происходить историческое познание. При решении этого вопроса обозначились три главных направления: герменевтический интуитивизм "(философии жизни" и экзистенциализма (В. Дильтей, X. Ортега-и-Гассет, О. Шпенглер, М. Хайдеггер3); неогегельянская философия тождества исторического бытия и мышления (Б. Кроче, Дж. Джентиле, Р. Коллингвуд); аксиологический методологизм неокантианства, предпочитающий вообще воздерживаться от решения гносеологического вопроса о соотношении исторического знания и исторической реальности, ограничиваясь рассмотрением структуры исторического знания.

Источник: 
Щекин Г.В., Социальная теория и кадровая политика
Темы: