Свойства, черты характера

Характер — это совокупность устойчивых индивидуальных свойств человека, обусловливающих типичные для него способы поведения и деятельности. Слово «характер» с греческого переводится как печать, отпечаток, признак, это помогает нам осмыслить характер как печать индивидуальности. Поскольку черты характера являются устойчивыми образованиями, то, зная их, мы можем прогнозировать поведение человека в той или иной ситуации. О каких именно свойствах, чертах идет речь?

Существует традиция, по которой выделяют четыре основных типа черт характера. 1. Эмоциональность, бодрость, жизнерадостность, впечатлительность, эмпатийность, страстность, уравновешенность и др. 2. Волевые, их мы обсуждали в предыдущей главе: целеустремленность, решительность, самообладание и др. 3. Интеллектуальные: наблюдательность, осмотрительность, вдумчивость, рассудительность, любознательность, пытливость, находчивость (подчеркнем, что речь идет именно о чертах характера, производных от интеллектуальной активности человека, а не о самом интеллекте). 4. Нравственные: честность, принципиальность, патриотизм, альтруизм, ответственность, доброта, справедливость и др.

Разумеется, это деление свойств характера на четыре группы условно. Так, ответственность всегда включает в себя волевой компонент, эмпатийность можно было бы указать и в составе нравственных черт характера. Бодрости может быть противопоставлено уныние, самообладанию — импульсивность, эмпатийности — эмоциональная «толстокожесть», альтруизму — эгоизм.

Можно также полагать, что черты характера в различной степени «захватывают» личность. Ведь об эгоизме иногда говорят как о рядовой черте характера, а в иных случаях — об эгоистической структуре личности. На это есть основания. Эгоизм может рассматриваться не просто как забота о себе, но и как неуважение интересов других людей, осуществление своих целей за их счет, в ущерб им. Данное отношение к людям проявляется в циничном лоббировании интересов определенных группировок, бессовестном использовании служебного положения с целью присвоения себе финансовых или иных материальных ресурсов.

Существует и другая типология свойств характера. В данном случае исходят из того, что эти свойства выражают закрепившиеся за человеком отношения к тем или иным сторонам действительности. При этом свойства характера группируются вокруг нескольких ведущих отношений: к труду (активность, трудолюбие, ответственность, добросовестность, предприимчивость, лень); к другим людям (доброта, чуткость, справедливость, откровенность); к вещам (аккуратность, бережливость, практичность, скупость, халатность); к себе (скромность, неприхотливость, гордость, обидчивость, честолюбие).

Это распределение тоже условно, приблизительно. Скупость, которую мы указали в качестве отношения к вещам, есть вместе с тем и отношение к другим людям, халатность проявляется не только в отношении к вещам, но и к труду. Если старшеклассник портит учебный стол, вырезая перочинным ножом свое имя, то это ведь не только проявление отношения к вещи, но и к людям, которые его изготовили, и, конечно, к себе. Наряду с этим речь до сих пор шла о наиболее «крупных» отношениях. А ведь внутри, например, отношения к людям можно еще обособить отношение к семье, к лицам противоположного пола, к начальству и т.д.

Далее обратим внимание на особую, можно сказать, интегративную роль отношения к себе. Рассматривая вопрос о самооценке, мы, по существу, это уже сделали, когда говорили о конструктивном (трудовом, деловом) и неконструктивном способе самоутверждения личности, связанном с ущемлением, унижением других людей и, как следствие, с деформацией собственной личности.

Отношение должно рассматриваться в единстве со способом его проявления. Так, если студент на собрании группы выступает с критикой в адрес товарища, то это может быть проявлением разных отношений, а значит, свидетельствовать о разных чертах характера в зависимости от мотива поступка. Если в качестве такого мотива выступает искреннее желание помочь сокурснику осознать свое заблуждение, то это может свидетельствовать о принципиальности. А если это стремление выгородить себя или желание отомстить? Тогда мы будем иметь дело с проявлением эгоизма. Поэтому нужна развитая исследовательская позиция по отношению к людям для того, чтобы по признакам их поведения и деятельности судить о характере. Обычно мы такие заключения делаем по ряду признаков. Так, если мы видим, что человек любит бывать среди других людей, то у нас появляется гипотеза о его общительности как черте характера. Гипотеза подтверждается, если мы устанавливаем, что он долго переживает ссору с близкими, а тем более если еще и обнаруживаем, что он сочувствует людям, у которых нет друзей.

Есть условия и ситуации, особенно информативные в познании характера. Это, в частности, критические ситуации, ставящие человека в условия быстрого выбора способа поведения. Известно, например, что в обществе ценится такая черта характера, как скромность, поэтому все люди в той или иной мере осваивают способы поведения скромного человека. Но является ли скромность чертой характера? Это как раз и выявляется в критических ситуациях. Ведь черта характера — это то, что срабатывает как бы автоматически. В такого рода ситуациях человек не успевает осуществить интеллектуальное приспособление к действительности и действует в соответствии со своим характером. Не случайно такого рода ситуации играют большую роль в художественной литературе.

Иной тип условий — это ситуации, в которых человек дает оценки другим людям. Есть люди, которые о других отзываются преимущественно хорошо, и есть такие, которые склонны в большей степени отрицательному оцениванию. Но за отношением к другим людям нетрудно усмотреть отношение к себе, если вспомнить рассуждения о самооценке и законе проекции. В этом отношении особенно интересны главы «Мертвых душ», в которых Н. В. Гоголь ставит своих героев перед необходимостью отзываться о других людях. Вспомним, какие разные оценки дают им Манилов и Собакевич.

Существуют синтетические оценки характера. Так, говорят о цельном характере, имея в виду иерархическую согласованность отношений личности к различным сторонам действительности. Разумеется, никакой абсолютной цельности не бывает, хотя бы потому, что человек развивается. Но если мы знаем, что человек увлечен своей профессией настолько, что она является делом его жизни, что вторым по значимости для него является отношение к семье, а третьим — какое-нибудь хобби, то наши шансы правильно предсказать его поведение в сложной жизненной ситуации возрастают. Наряду с этим говорят о характерах противоречивых, «аморфных», относительно которых прогнозировать поведение гораздо труднее.

В структуре черт характера особенно часто выделяют волевые качества личности. Бывает даже, что характер отождествляется с этими качествами. На самом деле характер не сводится к воле, но волевые свойства личности определяют силу характера. Если же человек имеет обыкновение, натолкнувшись на препятствия, легко отказываться от достижения цели, то говорят, как мы уже знаем, о слабой воле. А слабая воля обусловливает слабый характер.

Разговор о характере имеет смысл только в связи с таким его качеством, как устойчивость. Но устойчивость все же относительна. Ведь характер, имея свою природную основу (темперамент), формируется при жизни, он воспитывается, следовательно, изменяется.

Источник: 
Штейнмец А.Э., Общая психология
Темы: