Волевые качества личности. Методики их исследования

К числу волевых качеств чаще других относят настойчивость (целеустремленность). Это свойство проявляется в способности личности длительное время подчинять свою активность достижению цели, несмотря на препятствия, встречающиеся на пути к ее достижению. Настойчивый человек может совершить обходной маневр, временно прервать свою активность, чтобы возобновить ее при более благоприятных обстоятельствах, но цель все равно должна быть достигнута. Не будем, однако, путать настойчивость с упрямством, которому мы уже дали краткое определение.

Решительность выражается в своевременном совершении действий без излишних колебаний. Она обычно проявляется в ситуациях, требующих риска. Человек быстро оценивает ситуацию, устанавливает, говоря словами А.В.Петровского, что «ожидаемая величина выигрыша в случае успеха превышает степень неблагоприятных последствий при неуспехе»1, и совершает рискованное действие, которое может означать единственный шанс для достижения цели. Главное в том, что взвешивание всех «за» и «против» совершается без промедлений, которые могут сделать действие бесполезным. Будем вместе с тем отличать проявления решительности от скоропалительных («эмоциональных») решений, принимаемых без интеллектуальной оценки ситуации.

Самообладание проявляется в напряженных, стрессо- и аффектогенных ситуациях, чаще как способность сдерживать свои эмоции, прежде всего их внешние выражения, а также действия, мешающие достижению цели. Наряду с этим самообладание может проявляться и в решительных действиях. В целом же самообладание — это выбор уровня активности, соответствующего наличной ситуации. В первом из указанных проявлений следует отмежеваться от «эмоциональной толстокожести» и равнодушия.

Социально ценными качествами личности являются дисциплинированность, выражающаяся в соблюдении человеком сложившихся в обществе норм морали и права, требований, распорядка, существующих в различных учреждениях, самостоятельность, понимаемая как способность без помощи других людей реализовать все или часть звеньев волевого акта, инициативность, проявляющаяся в различных починах, в совершении первого шага ради вовлечения в дело других людей.

Правомерно говорить о связях между рассмотренными качествами. Тесно сопрягаются между собой настойчивость и самостоятельность, решительность и самообладание; настойчивость и самообладание вместе означают мужество, самостоятельность и дисциплинированность — в соотнесении с нравственными ориентирами — ответственность.

Есть одна особенная характеристика личности, которая стала предметом специального измерения, — это локус контроля личности (по выражению американского психолога Дж. Роггера). Одни люди склонны приписывать ответственность за события в своей жизни преимущественно внешним факторам (случаю, обстоятельствам, судьбе, другим людям). Тогда говорят о внешней (экстернальной) локализации контроля. Другие стараются брать ответственность за то, что с ними происходит, прежде всего на себя, объясняя события своим поведением, своими способностями, чертами характера. Это внутренняя (интернальная) локализация. Средством измерения локуса контроля стал опросник, предложенный Дж. Роттером. Существует его российский аналог — опросник уровня субъективного контроля (УСК).

В исследованиях установлено, что люди-интерналы, в отличие от экстерналов, менее склонны подчиняться давлению других людей, активнее ищут информацию в неопределенных ситуациях, более склонны к рефлексии, увереннее в себе, последовательнее в достижении целей, общительнее. Все это свидетельствует о том, что у них богаче опыт волевого поведения, его самоанализа, а также использования результатов анализа в новых обстоятельствах. Степень осознания себя субъектом собственной активности или объектом воздействия внешних обстоятельств является важнейшей характеристикой личности. Есть другие, специальные, в том числе экспериментальные, методики измерения воли.

Методика Е. И. Игнатьева заключается в произвольной задержке испытуемым максимального мышечного усилия с применением динамографа Лемана. Задержка измеряется секундомером с момента максимального нажатия на динамограф до момента, когда сила напряжения мышц становится меньше максимальной на 5 кг. Данный способ измерения воли оказался довольно надежным: при повторных измерениях у одного и того же испытуемого колебания результатов незначительны; большое нервно-психическое напряжение позволяет квалифицировать усилия как действительно волевые. Однако результаты зависят от физической силы человека. Девочки, обладая меньшей физической силой, показывают более низкие результаты в фиксации физического усилия. Отсюда ограниченное применение данной методики (только при отборе учащихся в спортивные школы, секции и др.).

Зависимость показателя воли от физической силы преодолевается методикой С. В. Коржа, предполагающей произвольную задержку дыхания испытуемым на максимальную продолжительность. Преодолевается внутреннее препятствие в виде постепенно возникающего удушья. Объем последующей после прекращения задержки дыхания вентиляции легких (в течение 30 с) выражает размер волевого усилия. Связь результата с физической силой испытуемого тут действительно преодолевается, но какова его связь с волей, которая нужна в интеллектуальном труде, в учебной деятельности? Оснований констатировать наличие тесной связи нет.

Тест настойчивости Торонтона как раз предназначен для измерения волевого усилия в интеллектуальной работе. Испытуемому предлагается деформированный, искаженный текст, в котором смещены знаки препинания, некоторые буквы и слова переставлены или пропущены. Ставится задача — восстановить текст. Контролируется время, затрачиваемое на восстановление, количество восстановленного текста, трудности, которые преодолел испытуемый, — в сопоставлении с показателями, достигнутыми относительно первого, сравнительно легкого абзаца. Результаты выполнения данного теста признаются связанными с лингвистическими способностями, хотя в некоторой степени она уменьшается за счет сопоставления результатов с итогами работы испытуемого с первым абзацем.

По социально-психологической методике Е. С. Махлах испытуемым предлагается список из 48 форм поведения, в которых «заложены» 16 качеств личности. Среди них есть волевые качества. Ученики оценивают своих товарищей указанием на наличие у них каждой из этих 48 форм. Получаемые таким образом результаты находятся в зависимости от точности оценок учащихся. Применяется также методика рейтинга, содержанием которой является опрос учителей относительно волевых качеств учащихся. На этот раз результаты оказываются в зависимости от компетентности педагогов в вопросах психологии воли.

Существует, таким образом, ряд методик, каждая из которых имеет свои достоинства и недостатки. Предпочтение того или иного способа изучения воли зависит от конкретных задач и условий исследования.

Источник: 
Штейнмец А.Э., Общая психология
Темы: