Внимание и личность. Развитие внимания

Внимание, как и рассмотренные нами познавательные процессы, обусловливается тем, что для личности интересно, что вызывает эмоциональный отклик, соответствует ее жизненным устремлениям. Значимость некоторого предмета, ситуации или события улучшает показатели внимания по его свойствам, например по объему. «Для женщины достаточно одного мгновения, чтобы изучить наряд соперницы», — заметил Т. Рибо. Точно так же участие ребенка в подвижных играх повышает показатели переключаемости и распределения внимания, а в некоторых настольных — концентрации и устойчивости.

Ничто другое так не развивает внимание, как включение ребенка, школьника, взрослого человека в различные виды деятельности. Однако это включение никогда не означает однозначного влияния деятельности только на развитие внимания. Особый статус последнего относительно познавательных процессов, отсутствие у внимания собственного продукта приводит к тому, что невозможно оказать педагогическое влияние на развитие внимания, не затрагивая эти процессы. Активизация внимания учащихся на уроке оказывается вместе с тем активизацией их восприятия и мышления, а педагогические меры, направленные на развитие мышления (воображения, памяти), невозможно реализовать вне воздействия на внимание.

Эта взаимосвязь обусловливает происхождение некоторых педагогических ошибок. Например, учитель убежден, что причина учебных затруднений школьника заключается в недостаточном развитии его мышления. При более основательном изучении вопроса (может быть, с помощью школьного психолога) выясняется, что фактическая причина связана с ослабленным вниманием учащегося. К слову сказать, установлено, что лучшие оценки по параметрам внимания со стороны учителей получают дети с более прилежным поведением .

Существуют конкретные педагогические рекомендации по развитию внимания учащихся (которые опять-таки означают воздействие не только на внимание).

Некоторые из них относятся к культивированию благоприятного соотношения между видами внимания, в частности к использованию резервов непроизвольного внимания. Последнее достигается с помощью интригующих вступлений, занимательного материала, дидактических игр, обращения к личному опыту учащихся, при изменении характера учебной работы и др. Однако учебная деятельность остается учебным трудом, требующим произвольного внимания. В связи с этим особую ценность приобретает мастерство педагога в создании ситуаций, ведущих к послепро-извольному вниманию: превращение учебной ситуации в проблемную, инициирование дискуссии, использование заданий, обращенных к творческим возможностям учащихся.

Есть рекомендации, относящиеся к речи педагога, к ее логическим и эмоциональным характеристикам. Понятно, что последовательная, живая, выразительная речь лучше привлекает внимание учащихся, чем логически не выверенная и монотонная. Большое значение имеет темп ведения урока, создающий оптимальные условия для концентрации и устойчивости внимания школьников.

Немаловажны и другие моменты: учитель начал урок только после того, как дети успокоились, или приступил к делу при наличии шума; он просто огласил цели урока или приобщил учащихся к их формулированию; привлекает внимание некоторых учащихся паузой или яростно стучит указкой по столу. Оказывается, и одежда учителя имеет значение. Приветствуются вкус, элегантность, простота. А ведь некоторые студентки-практикантки бывают так одеты, что своей внешностью создают юношам-старшеклассникам больше проблемных ситуаций, чем содержание урока. Наконец, рекомендуется учитывать индивидуальные особенности внимания учащихся, которые обусловливаются не только их познавательным опытом, но и силой нервной системы, ее динамическими характеристиками.

Источник: 
Штейнмец А.Э., Общая психология