Продуктивность запоминания материала зависит от его значимости для личности. Различают несколько типов памяти:
- наглядно-образный,
- словесно-абстрактный,
- промежуточный.
Они определяются соотношением первой и второй сигнальной систем по И. П. Павлову. Первый из указанных типов предрасполагает к художественным видам деятельности, второй — к научным. У большинства людей — промежуточный тип. В пределах наглядно-образного типа можно говорить о зрительном и слуховом подтипах. Имея в виду первый, можно, например, указать на одного государственного деятеля (описанного французским психологом А. Вине), который объяснял запинки в своей речи на трибуне, помарками и исправлениями в рукописном черновике своего выступления, оставленном дома. Можно также сослаться на художников, которые по наброскам, сделанным летом, пишут картины зимой. Люди слухового подтипа лучше запоминают и воспроизводят материал, воспринятый на слух. Имея в виду словесно-абстрактный тип памяти, тоже можно прийти к подтипам: у одних людей лучше память на математические отношения, у других — на социальные, у третьих — на предельно отвлеченные, те, которые находятся в ведении философов.
Индивидуальные особенности памяти зависят от представленности в ней указанных типов, они определяются также качеством запоминания и сохранения, готовностью к воспроизведению и другими факторами. Можно найти личности с поразительно развитой — феноменальной — памятью. Есть данные о том, что Митридат VI Понтийский владел языками всех 22 народов, проживавших в его владениях, что Л. А. Сенека, римский политический деятель и философ начала нашей эры, мог повторить две тысячи имен в том порядке, в каком они были названы. Феноменальную память имел великий русский шахматист А. Алехин.
А. Р. Лурия описал свои многолетние наблюдения за феноменальной памятью газетного репортера С. Шерешевского. Уже через час работы с ним А. Р. Лурия почувствовал себя сбитым с толку, ибо никаких пределов память репортера в запоминании слов, цифр и другого материала не знала. Шерешевский был синестетиком (сказал однажды психологу Л. С. Выготскому: «Какой у вас желтый, рассыпчатый голос!») и эйдетиком. Данные особенности, а также использование приемов запоминания помогали ему. Но Шерешевский и страдал от своей памяти. Для него было пыткой чтение. Зрительные образы помимо его воли вырастали вокруг каждого слова. Другая беда — он ничего не мог забыть. Поразительное развитие мнемической способности неблагоприятно сказывалось на развитии личности в целом.
Есть личности, которые, страдают не от слишком хорошей памяти, а от ее недостаточности. Нарушения памяти получили название «амнезия». Различают амнезии органического происхождения, которые являются результатом поражения мозга, и амнезии эмоциогенные, имеющие своей причиной травмы психического происхождения.
Индивидуальные особенности памяти определяются как природными, наследственными факторами, так и факторами среды, воспитания, обучения личности.
По В. Я. Ляудис, развитие памяти в обучении осуществляется в решении особых задач.
- Первая группа задач связана с организацией повседневного учебно-бытового поведения (ведение календарей, дневников, рабочих планов, еженедельников и т.д.).
- Вторая — выделение и обособление в учебной деятельности собственно мнемических и репродуктивных действий с возможностью сознательного контроля над их выполнением.
- Третья — освоение развитых структур указанных действий в различном предметном содержании.