Память и личность

Продуктивность запоминания материала зависит от его значимости для личности. Различают несколько типов памяти:

  • наглядно-образный,
  • словесно-абстрактный,
  • промежуточный.

Они определяются соотношением первой и второй сигнальной систем по И. П. Павлову. Первый из указанных типов предрасполагает к художественным видам деятельности, второй — к научным. У большинства людей — промежуточный тип. В пределах наглядно-образного типа можно говорить о зрительном и слуховом подтипах. Имея в виду первый, можно, например, указать на одного государственного деятеля (описанного французским психологом А. Вине), который объяснял запинки в своей речи на трибуне, помарками и исправлениями в рукописном черновике своего выступления, оставленном дома. Можно также сослаться на художников, которые по наброскам, сделанным летом, пишут картины зимой. Люди слухового подтипа лучше запоминают и воспроизводят материал, воспринятый на слух. Имея в виду словесно-абстрактный тип памяти, тоже можно прийти к подтипам: у одних людей лучше память на математические отношения, у других — на социальные, у третьих — на предельно отвлеченные, те, которые находятся в ведении философов.

Индивидуальные особенности памяти зависят от представленности в ней указанных типов, они определяются также качеством запоминания и сохранения, готовностью к воспроизведению и другими факторами. Можно найти личности с поразительно развитой — феноменальной — памятью. Есть данные о том, что Митридат VI Понтийский владел языками всех 22 народов, проживавших в его владениях, что Л. А. Сенека, римский политический деятель и философ начала нашей эры, мог повторить две тысячи имен в том порядке, в каком они были названы. Феноменальную память имел великий русский шахматист А. Алехин.

А. Р. Лурия описал свои многолетние наблюдения за феноменальной памятью газетного репортера С. Шерешевского. Уже через час работы с ним А. Р. Лурия почувствовал себя сбитым с толку, ибо никаких пределов память репортера в запоминании слов, цифр и другого материала не знала. Шерешевский был синестетиком (сказал однажды психологу Л. С. Выготскому: «Какой у вас желтый, рассыпчатый голос!») и эйдетиком. Данные особенности, а также использование приемов запоминания помогали ему. Но Шерешевский и страдал от своей памяти. Для него было пыткой чтение. Зрительные образы помимо его воли вырастали вокруг каждого слова. Другая беда — он ничего не мог забыть. Поразительное развитие мнемической способности неблагоприятно сказывалось на развитии личности в целом.

Есть личности, которые, страдают не от слишком хорошей памяти, а от ее недостаточности. Нарушения памяти получили название «амнезия». Различают амнезии органического происхождения, которые являются результатом поражения мозга, и амнезии эмоциогенные, имеющие своей причиной травмы психического происхождения.

Индивидуальные особенности памяти определяются как природными, наследственными факторами, так и факторами среды, воспитания, обучения личности.

По В. Я. Ляудис, развитие памяти в обучении осуществляется в решении особых задач.

  • Первая группа задач связана с организацией повседневного учебно-бытового поведения (ведение календарей, дневников, рабочих планов, еженедельников и т.д.).
  • Вторая — выделение и обособление в учебной деятельности собственно мнемических и репродуктивных действий с возможностью сознательного контроля над их выполнением.
  • Третья — освоение развитых структур указанных действий в различном предметном содержании.
Ключевые слова: Память, Личность
Источник: Штейнмец А.Э., Общая психология
Материалы по теме
Персонология как наука о личности
Слотин Т.В., Психология личности
Подходы к пониманию внутриличностного конфликта
Анцупов А.Я., Конфликтология
Развитие личности человека
Занковский А.Н., Психология деловых отношений
Индивидуальные различия в памяти
Кураев Г.А., Пожарская Е.Н., Психология человека
Многомерный опросник исследования самоотношения (МИС)
Е. П. Ильин: Психология взрослости, 2012
Конституционный статус личности в РФ
Якушев А.В., Теория государства и права
Социальная направленность личности
Дубровина И. В., Формирование личности старшеклассника
Личность как предмет психологического познания
Мельник С.Н., Психология личности
Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий