Восприятие как действие

Восприятие — не пассивное отражение действительности. Это процесс активный. Его основными структурными единицами являются перцептивные действия. Современная психология дает основание рассматривать восприятие как действие, а точнее, как их совокупность. Действия в восприятии направленны на обследование объекта и создание его идеальной копии. Особенно отчетливо эти действия обнаруживаются в осязательном восприятии, в движениях руки, ощупывающей предмет. Оказывается, глаза его тоже «ощупывают». Еще И.М.Сеченов обратил внимание на равнозначность по смыслу «двигательных реакций глаза при смотрении и рук при ощупывании». Анализ глазодвигательной активности человека показал, что движения глаз делятся по функции на две группы: а) поисковые, установочные (перевод изображения предмета с периферии сетчатки глаза в ее центр), корректирующие движения; б) гностические движения, выполняющие функцию построения образа.

Наряду с этим движения, совершаемые глазами, классифицируются по форме. Различают макродвижения, к числу которых относятся медленные следящие движения, сопровождающие объект, саккадические (быстрые скачки), корректирующие положение глаз по отношению к нему, а также вергентные движения, наиболее известными из которых являются дивергенция и конвергенция (изменение угла между зрительными осями левого и правого глаз). Макродвижения можно увидеть, наблюдая за глаза-ми человека, когда он прослеживает движение предмета при неподвижной голове, рассматривает фотографию, смотрит на предмет, приближаемый к глазам и удаляемый от них.

Бывает, однако, что человек пристально смотрит в одну точку, и тогда создается впечатление, что его глаза неподвижны. Так ли это на самом деле? Нет, оказывается, глаза совершают при этом микродвижения. Сюда относится дрейф — сравнительно медленные движения, участвующие в удержании изображения в оптимальной зоне сетчатки. Вместе с микроскачками глаз (микро-саккадами) они препятствуют исчезновению изображения, т.е. образованию «пустого поля». Специальные опыты по стабилизации изображения предмета относительно сетчатки глаза (с использованием технических средств создаются условия, в которых изображение объекта не может изменять своего положения относительно сетчатки) показали, что через несколько секунд испытуемый перестает видеть. Получается, что неподвижный глаз слеп.

Значит, глазодвигательная активность — необходимое условие построения образа.

Движения происходят не только в осязательном и зрительном восприятии. В слуховом восприятии совершаются установочные движения головы, а также слабые движения артикуляционного аппарата. Во вкусовом восприятии — движения языка, в обонятельном — движения органов дыхания.

Рассмотренные движения интегрируются в действия восприятия, которые можно расположить в условной последовательности.

Обнаружение (сигнала, предмета) — испытуемый может лишь ответить на вопрос, есть ли объект.

Различение — выделение информационных признаков, формирование перцептивного образа. Это и есть восприятие в чистом виде.

Идентификация — сличение данного образа с образами памяти, благодаря чему предмет узнается или не узнается как знакомый.

Категоризация — отнесение предмета к соответствующему классу предметов.

Медицинские операции, имевшие целью вернуть зрение людям, ослепшим в раннем детстве, или проведенные со слепорожденными, убеждают в том, что, несмотря на порядок в оптической системе глаз, больные различают сначала только расплывчатые очертания предметов, что зрение восстанавливается медленно, практически не достигая соответствующего возрасту уровня. Причина — несформированность перцептивных действий в более благоприятных для этого возрастных периодах. Подобные факты помогают понять, что воспринимать предметы и ситуациги человек научается при жизни, хотя нам обычно кажется, что восприятие — это некоторый одномоментный акт усмотрения.

Впрочем, не всегда нам так кажется. Мы всматриваемся в даль, стараясь определить, что за объект к нам приближается. При этом возникают гипотезы, которые опровергаются до тех пор, пока одна из них не подтвердится. Значит, восприятие — это процесс, во многом аналогичный решению мыслительных задач, вместе с тем это и поиск некоторого оптимального способа интерпретации чувственных данных. Так бывает, когда мы не просто видим, а всматриваемся или рассматриваем, не просто слышим, а прислушиваемся или вслушиваемся.

Если восприятию вообще человек, как и животное, научается, то преднамеренному и целенаправленному восприятию как действию (в том числе наблюдению) он учится, по А.В.Запорожцу, через усвоение систем сенсорных эталонов. К их числу правомерно отнести, например, общепринятую шкалу музыкальных звуков, фонемы различных языков, системы геометрических форм. Такого рода эталоны становятся оперативными единицами восприятия, они опосредствуют перцептивные действия ребенка подобно тому, как его практическая деятельность опосредствуется орудием, а мыслительная — словом. Отсюда понятно, почему врач может увидеть в рентгеновском снимке то, что неспециалист обнаружить не может. Мы, таким образом, опять иллюстрируем роль деятельности в развитии психических процессов.

Источник: 
Штейнмец А.Э., Общая психология