Структура психологии

В соответствии с классификацией философа Б. М. Кедрова психология образно локализуется в центре треугольника, вершинами которого являются философские, социальные и естественные науки. Такое серединное положение психологии объясняется тем, что в «центре внимания психологов всегда остается человек — главное действующее лицо мирового прогресса. Все науки и отрасли знаний имеют смысл и значение только в связи с тем, что они служат человеку, вооружают его, творятся им, возникают и развиваются как человеческая теория и практика».

Несмотря на то что психология относится к числу молодых наук, сегодня она имеет обширный комплекс научных дисциплин в своей структуре, десятки из которых преподаются в высшей школе (и не только в высшей) в качестве учебных предметов. Не претендуя на исчерпывающий анализ, дадим краткую характеристику некоторым из дисциплин включенным в структуру психологии. В связи с логикой развития психики укажем сначала на сравнительную психологию как отрасль, имеющую в качестве своего предмета филогенез психической жизни, т.е. развитие психики в животном мире, сопоставление стадий, уровней этого развития с психической организацией человека. К числу ветвей рассматриваемой отрасли относятся палеопсихология — психология ископаемых животных, зоопсихология и антропогенетическая психология, с некоторыми положениями которых мы познакомились в первой главе.

Психология труда занята психологическими аспектами трудовой деятельности, организации труда, вопросами профессиональной подготовки. Внутри этой отрасли выделяется инженерная психология, разрабатывающая проблемы согласования характеристик человека-оператора и машины. Заглянув в кабину современного самолета и приняв во внимание, что многочисленные приборы и другие средства управления не размещены случайно, можно в первом приближении представить себе значение данной науки. Отметим также авиационную психологию, основным предметом которой являются особенности поведения и деятельности человека в условиях полета, и космическую психологию, исследующую состояния и активность человека в условиях невесомости, сенсорной изоляции и пространственной дезориентации.

В структуре психологии выделяют также социальную психологии, которая имеет своим предметом психические явления, существующие во взаимодействии людей, психологические особенности групп, как больших (общественно-экономические классы, нации, политические партии, профессиональные объединения), так и малых (школьный класс, студенческая группа, экипаж, приятельская компания). Данная психология изучает особенности людей, обусловленные их принадлежностью к той или иной группе, общественные настроения, межличностные отношения и психологический климат в группах, психологическую совместимость между людьми, восприятие и понимание человека человеком и др.

Дифференциальная психология концентрирует свое внимание на индивидуально-типологических различиях между людьми, на их особенностях, на человеческой индивидуальности. Особое значение здесь приобретают понятия, помогающие объяснить указанные различия, — это «темперамент», «характер», «способности», «профессиональные склонности», «стиль деятельности» и др. Достижения этой отрасли знаний востребованы практикой обучения, воспитания, лечения, профориентации и др.

Возрастная психология исследует онтогенез психического развития, закономерности смены одного периода развития человека другим, основы возрастной периодизации, качества личности, обусловленные возрастом, резервы развития в том или ином возрасте. Внутри данной отрасли существуют такие подразделения, как детская психология, психология подростка, психология юности, психология взрослого человека, геронтопсихология.

Педагогическая психология — одна из наиболее развитых отраслей в структуре психологии. Она концентрирует внимание на психологических закономерностях усвоения людьми общественно-исторического опыта — научного, производственного, нравственного, художественного и т. д. К числу ее основных ветвей относят психологию обучения, которая исследует проблемы качественного усвоения учащимися знаний и умений, развития их мышления, мотивации учения, культивирования совместных форм учебной деятельности, психологию воспитания, т.е. становления личности в условиях учебно-воспитательного процесса, развития общественно ценных качеств личности, а также психологию педагогической деятельности, изучающую ее структуру и развитие, стиль, уровни и др.

Психология аномального развития включает в свою структуру патопсихологию, исследующую отклонения психической активности при различных видах мозговой патологии, олигофренопсихологию, сосредоточенную на психическом развитии, связанном с врожденными дефектами мозга, тифлопсихологию, изучающую психику человека с полностью или частично нарушенным зрением, сурдо-психологию, исследующую развитие психики человека с аналогичными нарушениями слуха.

Существует немалое количество прикладных отраслей психологической науки, сопряженных с теми или иными видами деятельности: медицинская психология, психология спорта, психология торговли, политическая психология, юридическая психология, военная психология и др. Есть междисциплинарные отрасли: психофизиология, психогенетика, психолингвистика и др.

Однако пока мы ничего не сказали об общей психологии. Это наука о наиболее общих закономерностях возникновения, функционирования и развития психики, о принципах, методологии и методах исследования психических явлений, о содержании основных понятий психологической науки. Общая психология постепенно становится все более целостным знанием, сближаясь с представлением о теоретической психологии. Человек, профессионально приобщающийся к психологии, должен сначала освоить понятийный аппарат общей психологии и уже затем восходить к профессионально значимым формам психологического знания.

Структура психологии не должна восприниматься как нечто раз и навсегда данное, ибо психологическая наука развивается в двух основных направлениях — дифференциации и интеграции. Дифференциация порождает все новые ответвления психологической науки. Ее результаты мы фактически уже проиллюстрировали. Процесс же интеграции имеет различные проявления. Есть отрасли с различными предметами исследования, которые тем не менее «друг без друга жить не могут». Один из ярких примеров — возрастная и педагогическая психология. То, что педагогическая психология не может развиваться без учета данных возрастной психологии, кажется понятным. Ведь нельзя развивать мышление дошкольника и старшеклассника одними и теми же способами. Но и возрастная психология имеет дело с человеком, от рождения включенным в ту или иную педагогическую систему. Более того, эти две отрасли имеют общие проблемы, например проблему соотношения обучения и умственного развития, которую трудно однозначно отнести к одной из них. Тут интеграция проявляется как взаимная обусловленность и взаимопроникновение отраслей.

Еще ярче процесс интеграции структуры психологии проявляется в формировании новых отраслей психологии на стыке традиционных. Так, на первый взгляд космическая и социальная психологии далеко отстоят друг от друга. Однако факт, что космические полеты стали не только продолжительными, но и групповыми, вызвал необходимость в интеграции этих отраслей. И теперь можно говорить о социальной космической психологии как особой области знаний. Развитие психологического знания идет не только по отраслям, но и по значимым для людей проблемам, что, по-видимому, может рассматриваться как главная причина процесса интеграции.

Источник: 
Штейнмец А.Э., Общая психология
Темы: