Определение предмета психологии

Прежде чем дать определение предмета психологии, отметим, что существует другая философская категория — объект. В теории познания противопоставление объекта и предмета является относительным, нередко эти два понятия отождествляются. Мы же можем взять за основу трактовку, в соответствии с которой в понятие о предмете исследования входят наиболее существенные (с точки зрения самого исследования) признаки объекта. Так, психология, антропология, физиология человека, медицина, педагогика и другие отрасли знаний имеют один и тот же объект исследования — это человек. Конкретизируя же предмет исследования той или иной науки, мы должны указать, что именно интересует данную науку в объекте.

При определении предмета психологии, в первую очередь указывают на конкретные факты психической жизни. Так, если мы провожаем взглядом удаляющегося человека, то размер его изображения на сетчатке наших глаз уменьшается. Но мы, естественно, не согласимся с утверждением, что этот человек в самом деле стал меньше. Другой пример: учась в школе, мы могли столкнуться с фактом, что практически весь класс резко изменил в лучшую сторону свое отношение к некоторому учебному предмету после появления более привлекательного учителя.

Однако психология, претендующая называться наукой, не может ограничиться описанием фактов. Она должна объяснить эти факты. Это значит найти не столь очевидные, как факты, закономерности, которым эти факты подчиняются. Прокомментируем с этой точки зрения приведенные выше примеры. В первом случае речь идет о конкретном проявлении закона константности восприятия: образ предмета сохраняет относительное постоянство в изменяющихся условиях восприятия. Второй пример объясняется законом переноса отношения, точнее, переноса отношения к учителю на отношение к учебному предмету.

Вместе с тем, раскрывая закономерности психической жизни и двигаясь при этом от конкретного к абстрактному, психология не может отказаться от движения в противоположном направлении. Она осуществляет и восхождение от абстрактного к конкретному, стремясь выявить, например, как некоторые абстракции (закономерности) помогают раскрыть индивидуальность того или иного человека. Это «восхождение к индивидуальности» дополняет наши представления о предмете психологии. Заметим, что тут психологическое познание начинает приобретать черты искусства, искусства познания другого человека, которое не исчерпывается соединением указанных закономерностей.

Итак, предметом исследования в психологии являются конкретные факты психической жизни, психологические закономерности, объясняющие их существование, а также человеческая индивидуальность.

В литературе можно встретить и другие подходы к определению предмета психологии. Например: психология — это наука, изучающая психические процессы (восприятие, мышление, переживание и др.), психические состояния (воодушевление, апатия, тоска, эйфория и др.) и психические свойства человека (решительность, находчивость, импульсивность и др.). Обратим, однако, внимание на то, что наши формулировки содержат одно неизвестное — «психика», «психический», и это ставит нас перед необходимостью ответить на вопрос: что же такое психика?

К сожалению, лаконичное и изящное определение предмета психологии, подобное тем, которые мы давали треугольнику или глаголу, тут невозможно. Очень уж сложна реальность, которую изучает психология. В различных попытках дать определение психике чаще всего в качестве ключевых используют слова «отражение» («отображение»), «образ», «ориентировка», «регуляция». Термин «отражение» нам, конечно, знаком. Поэтому важно пояснить, какое именно отражение имеется в виду. Может быть, отражение луча света от зеркальной поверхности? Может быть, изменение цвета лакмусовой бумажки как отражение факта присутствия кислоты? Может быть, сужение зрачка как реакция на яркий свет? Нет и нет! Имеется в виду отражение действительности в форме образа, появляющегося в сознании при восприятии предмета или явления и сохраняющегося в их отсутствии. Эти образы, конечно, не существуют сами по себе, они являются средствами ориентировки человека в объективной действительности. Ориентировка же нужна для регуляции поведения и деятельности. Опираясь на источники (Гальперин П.Я., 1976; Леонтьев А.Н., 1972; Леонтьев Д.А., 2001), можно определить психику как своеобразный аппарат для регуляции поведения и деятельности на основе ориентировки в объективной действительности посредством образов этой действительности.

Данное определение предмета психологии, однако, нуждается в пояснениях, относящихся к понятию «образ». Имеется в виду философская трактовка образа, включающая в свой состав не только «наглядные образы» предметов и явлений (образ стола, лошади, ситуации, человека и др.), как это принято в психологии, но и отвлеченные понятия, выражающиеся в логических средствах отображения действительности (понятие о мебели, об организме, о личности, о производственных отношениях и т.д.). Психическое отображение действительности осуществляется не только в образах, но и в эмоциях и чувствах, которые сопровождают образы, а также вызывают их под влиянием тех или иных жизненных обстоятельств.

Психика возникает на некоторой ступени развития животного мира и развивается первоначально по законам биологической эволюции. С появлением человека и общественных отношений психика обретает качественно новый уровень развития — сознание, а поведение становится деятельностью. Это означает, что развитие психики человека подчиняется законам общественно-исторического развития.

Источник: 
Штейнмец А.Э., Общая психология
Темы: