Мотивация является основой жизнедеятельности всех живых существ. Она выражается в побуждениях, вызывающих активность организма и определяющих ее направленность. То есть мотивация представляет собой определенную энергетическую систему, стремящуюся к разрядке, к удовлетворению мотивов и потребностей, составляющих сущность мотивации. При этом потребность с точки зрения психологии рассматривается как состояние организма, испытывающего нужду в объектах, необходимых для его существования и развития, а мотив — как сила, побуждающая к достижению этих объектов. Обычно эти два понятия не разделяются в структуре мотивационно-потребностной сферы, поскольку потребности аккумулируют энергию, а мотивы побуждают к действию, направляя активность к определенной цели. Нарушение биологического равновесия (гомеостаза) со средой как раз и является основным источником мотивации живых существ, осознаваемой ими как состояние актуализированной потребности (мотива), побуждающей живое существо к активности.
Никакой вид активности не может существовать без энергии, которая ее питает и направляет. Актуализация потребностей и мотивов как раз и является тем фактом, который стимулирует разрядку энергетического потенциала, аккумулированного мотивацией. Стимулом может быть как внутренний, так и внешний побудитель биологического или социального происхождения.
В экспериментах известного психолога К. Левина было показано, как некоторые предметы, попадающие в поле поведения человека, вызывают определенную реакцию, т.е. выступают в роли внешних побудителей поведения, мотивов. Так, в комнате были разложены на столе различные предметы — весы с разновесами, бумага и карандаши, колокольчик, стакан воды, свечка, спички и т.д. Ожидая экспериментатора, который специально запаздывал, испытуемые рассматривали эти предметы, и практически все из них первым брали в руки колокольчик и, позвонив, ставили на место. Такое поведение Левин назвал «полевым», подчеркивая его зависимость от внешних стимулов. На основании этих данных Левин сделал вывод о том, что человек живет и развивается в психологическом поле окружающих его предметов, каждый из которых имеет определенный заряд (валентность). Его эксперименты доказывали, что для каждого человека эта валентность имеет свой знак, хотя в то же время существуют такие предметы, которые для всех имеют притягательную или отталкивающую силу. Воздействуя на человека, предметы вызывают в нем потребности, которые Левин рассматривал как своего рода энергетические заряды, аккумулирующие напряжение. В этом состоянии человек стремится к разрядке, т.е. к удовлетворению собственной потребности.
В других экспериментах было доказано, что именно актуализированная потребность, стремящаяся к разрядке, является энергией, питающей разнообразную деятельность, в том числе и познавательную. Левин обратил внимание, что официант в кафе, где он с коллегами часто обедал, никогда не записывал заказ, но всегда четко помнил его и воспроизводил при расчете, однако, получив деньги, практически мгновенно все забывал. То есть пока потребность не была полностью удовлетворена, ее энергия поддерживала деятельность. Это положение было доказано и в экспериментах с «незаконченными действиями», при которых испытуемым давали возможность часть заданий выполнить до конца, а выполнение других прерывали. Впоследствии оказывалось, что те действия, которые были закончены (т.е. энергия, аккумулированная потребностью, разрядилась), полностью забылись испытуемыми, ведь энергии для их сохранения не было. Незаконченные же действия остались в памяти, питаемой энергией фрустрированной, сохранившей свой заряд, потребности.
Анализ структуры мотивационной сферы позволяет выделить биологические и социальные потребности и мотивы. Первыми и в фило- и в онтогенезе появляются биологические потребности, связанные с жизнедеятельностью организма. Однако уже к 1—1,5 месяцам у детей зарождается социальная мотивация, направленная на близких взрослых, так называемый комплекс оживления.
Большинство социальных мотивов появляется вначале как «знаемые», но не реально побуждающие к деятельности. Например, ребенок знает о необходимости этой деятельности (например, делать уроки), но не выполняет ее, пока не появится другой мотив, реально действующий и привлекательный (или вызывающий страх) — вознаграждение или наказание. Переход «знаемых» мотивов в реально действующие рассматривается как одна из важнейших закономерностей в развитии мотивации. Именно он определяет процесс социализации человека, вхождения в окружающий его мир, поскольку те нормы и правила, которые определяют поведение в конкретной среде, также появляются вначале как знания, постепенно превращаясь в идеалы, установки, мотивы деятельности.
Важным моментом в становлении мотивации является ситуативное развитие потребностей, связанное с тем, что новый объект, попавший в значимую для человека ситуацию, приобретает побудительную силу, трансформируясь в предмет удовлетворения потребности. Один из вариантов такого ситуативного формирования мотива — импринтинг, т.е. запечатление, связывание потребности с первым, иногда случайно попавшим в ситуацию, объектом. Примером импринтинга могут служить известные эксперименты с цыплятами, которые первый движущийся объект, попавший в поле их зрения (например, мячик), отождествляют с матерью, следуя за ним и пытаясь с ним взаимодействовать.
Поисковая активность, свойственная живым существам, также расширяет круг мотивов, помогая находить все новые предметы, способные удовлетворить уже существующие потребности или сформировать новые. Одним из вариантов такого увеличения числа мотивов служат известные эксперименты Павлова по формированию условных рефлексов. При этом первоначально нейтральный стимул (лампочка), соединяясь с значимым (мясо), также ассоциируется с потребностью в пище, побуждая к деятельности. Таким образом, любое положительное подкрепление нейтрального прежде стимула способно трансформировать его в мотив, вызывающий активность живого существа.
Многие социальные потребности могут и развиваться двумя путями — на основе постепенного изменения содержания естественной мотивации и с помощью ассоциации между значимым и нейтральным стимулом. Так, учебная деятельность может быть результатом развития изначально присущей человеку познавательной мотивации, но может сформироваться благодаря положительному подкреплению (например, награда за выученные уроки). Привязанность к другому человеку может быть вызвана неосознаваемой страстью, влечением, а может развиться в связи с теплым, влюбленным отношением с его стороны.
Особенности развития потребностей человека связаны и с тем, что предметы их удовлетворения постоянно развиваются, увеличиваются самими людьми, а потому их разнообразие и количество несравнимо больше, чем у животных.
В то же время не все из них становятся значимыми в активизации деятельности, мотивационная сфера имеет четкую структуру, иерархию мотивов. В этой иерархии одни мотивы являются ведущими, смыслообразующими, другие исполняют вспомогательную функцию, облегчая протекание деятельности. Именно смыслообразующие мотивы определяют направление жизни, профессиональных и выборов людей. Обычно таких мотивов несколько (работа, друзья, родные), иногда же в иерархии доминирует один мотив, поглощающий все другие. В структуре присутствуют и менее значимые мотивы, которые связаны лишь с отдельными сторонами жизни человека, либо актуализируются лишь в конкретных ситуациях. Иерархия мотивов, содержание доминирующих в ней потребностей определяют и структуру личности человека, раскрывая сферу его интересов и стремлений.
Самомотивация – это воздействие человека на своё состояние, когда мотивация из вне перестаёт воздействовать на него должным образом. Например, когда у вас что-то не получается и дела идут из рук вон плохо, хочется всё бросить, опустить руки, но вы сами для себя находите причины продолжать действовать.
Любой вид мотивации играет очень важную роль в изучении психологии человека и его поведения. Но что влияет на мотивацию человека? Какие факторы? Именно для изучения этих вопросов применяются теории мотивации.